Материал по теме: УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич Педагог, математик-методист, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.
Advertisements

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Укрупнение дидактических единиц УДЕ (М.П.Эрдниев) Учитель.
Технология укрупненных дидактических единиц в химии Учитель химии МБОУ Гимназия 1 Ефремова Е.И. г.Тула – 2014 г.
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ). (П.М. Эрдниев)
Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниев ДЕМЬЯНОВА О.Г. ИЛЬИЧЁВСК ООШ3.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Красноярск, 2015 Пюрвя Мучкаевич Эрдниев (Академик РАО) Укрупнение дидактических единиц – технология обучения.
ИОСО и другие образовательные системы.. Коллективный способ обучения. Статистическая пара Статистическая пара Динамическая пара Динамическая пара Вариационная.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Учитель: Хохлова Елена Николаевна Муниципальное образовательное учреждение Петрунинская средняя общеобразовательная.
Методики индивидуальной работы с учащимися разного уровня знаний.
Цель урока: Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. Закрепить умение детей решать задачи. Расширить знания об истории Калмыкии, привить.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Интеграция учебных дисциплин Виды межпредметных связей Уровни интеграции Разработчик: Кузнецова Н.А.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного.
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
Методика изучения геометрического материала. Требования Государственной программы образования Геометрический материал (как и алгебраический) не выделяется.
Теоремы и методика их изучения в школьном курсе математики ТМОМ Методические основы обучения математике.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
Контроль знаний учащихся по математике с использованием тестов.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Транксрипт:

РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Тема. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Укрупнение дидактических единиц – -УДЕ(П.М. Эрдниев) Риняк Н.В. учитель начальных классов МОУ «Лицей 1 пос. Львовский»

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич родился 15 октября 1921 года в селе Ики-Бухус Мало- Дербетовского района Калмыкии. доктор педагогических наук (1976), профессор (1972), заслуженный деятель науки РСФСР (1981), действительный член РАО (1989; Отделение высшего образования), с 1964 зав. кафедрой Калмыцкого государственного университета. его педагогический стаж немногим более 70 лет..

ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ ЭРДНИЕВ Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего: - применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; - устанавливать больше логических связей в материале; - выделять главное и существенное в большой дозе материала; - понимать значение материала в общей системе ЗУН; - выявить больше межпредметных связей; - более эмоционально подать материал; - сделать более эффективным закрепление материала.

Ц ЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся. Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

К ОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению: 1) совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции (в частности, взаимно обратные); 2) обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений!, неравенств и т.п.); 3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения); 4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий; 5) выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний; 6) принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межгодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).

У КРУПНЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА - УДЕ - ЭТО ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОНЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ НА ОСНОВЕ ИХ СМЫСЛОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ОБРАЗУЮЩИХ ЦЕЛОСТНО УСВАИВАЕМУЮ ЕДИНИЦУ ИНФОРМАЦИИ.

У ЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ УЧАЩИМСЯ : а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, заключение в скобки и раскрытие скобок и т.п.; б) сравнивать противоположные понятия: прямые и обратные задачи, неопределенные и «определенные» уравнения: непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.; г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например, доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п. Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М.Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов.

О СОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: а) исходная задача; б) ее обращение; в) обобщение.

О СОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: а) составление математического упражнения; б) выполнение упражнения; в) проверка ответа (контроль); г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.

Прямой угол. Прямоугольник (длина).

О СНОВНОЙ ФОРМОЙ УПРАЖНЕНИЯ ДОЛЖНО СТАТЬ МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ ЗАДАНИЕ : а) решение обычной «готовой» задачи; б) составление обратной задачи и ее решение; в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее; г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей; д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче. Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.

Л ЕЙТМОТИВОМ УРОКА, ПОСТРОЕННОГО ПО СИСТЕМЕ УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.

Т ЕХНОЛОГИЯ УДЕ ВКЛЮЧАЕТ набор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в четкой их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний. В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математическую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт.

К АК УКРУПНИТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ НА УРОКЕ ? 7 х 3 = 21 5 х 10 = х 3 = х 100 = х 1000 = х = 86 5 х = х = : 10 = 5 (а + в) х :1 0 = 50 а х в 500 : 100 = 5 мм см дм м км 700 : =

Г ЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ УДЕ заключается в личной инициативе учителя, в его решимости испытать на своих уроках идею крупноблочного построения программного материала, а не ограничиваться пассивным выжиданием. Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду. Это принесёт детям радость познания, а учителю – свободное время для творческих уроков.

Л ИТЕРАТУРА 1. Селевко Г.К. Дидактические структуры учебного курса // Вопросы дидактики в техническом вузе. - Омск, Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). - М.: Просвещение, Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей /У Начальная школа Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. -М., Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. -М.: Педагогика, Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М., 1986.