РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Тема. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Укрупнение дидактических единиц – -УДЕ(П.М. Эрдниев) Риняк Н.В. учитель начальных классов МОУ «Лицей 1 пос. Львовский»
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич родился 15 октября 1921 года в селе Ики-Бухус Мало- Дербетовского района Калмыкии. доктор педагогических наук (1976), профессор (1972), заслуженный деятель науки РСФСР (1981), действительный член РАО (1989; Отделение высшего образования), с 1964 зав. кафедрой Калмыцкого государственного университета. его педагогический стаж немногим более 70 лет..
ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ ЭРДНИЕВ Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего: - применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; - устанавливать больше логических связей в материале; - выделять главное и существенное в большой дозе материала; - понимать значение материала в общей системе ЗУН; - выявить больше межпредметных связей; - более эмоционально подать материал; - сделать более эффективным закрепление материала.
Ц ЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся. Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.
К ОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению: 1) совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции (в частности, взаимно обратные); 2) обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений!, неравенств и т.п.); 3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения); 4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий; 5) выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний; 6) принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межгодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).
У КРУПНЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА - УДЕ - ЭТО ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОНЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ НА ОСНОВЕ ИХ СМЫСЛОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ОБРАЗУЮЩИХ ЦЕЛОСТНО УСВАИВАЕМУЮ ЕДИНИЦУ ИНФОРМАЦИИ.
У ЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ УЧАЩИМСЯ : а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, заключение в скобки и раскрытие скобок и т.п.; б) сравнивать противоположные понятия: прямые и обратные задачи, неопределенные и «определенные» уравнения: непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.; г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например, доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п. Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М.Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов.
О СОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: а) исходная задача; б) ее обращение; в) обобщение.
О СОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: а) составление математического упражнения; б) выполнение упражнения; в) проверка ответа (контроль); г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.
Прямой угол. Прямоугольник (длина).
О СНОВНОЙ ФОРМОЙ УПРАЖНЕНИЯ ДОЛЖНО СТАТЬ МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ ЗАДАНИЕ : а) решение обычной «готовой» задачи; б) составление обратной задачи и ее решение; в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее; г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей; д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче. Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.
Л ЕЙТМОТИВОМ УРОКА, ПОСТРОЕННОГО ПО СИСТЕМЕ УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.
Т ЕХНОЛОГИЯ УДЕ ВКЛЮЧАЕТ набор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в четкой их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний. В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математическую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт.
К АК УКРУПНИТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ НА УРОКЕ ? 7 х 3 = 21 5 х 10 = х 3 = х 100 = х 1000 = х = 86 5 х = х = : 10 = 5 (а + в) х :1 0 = 50 а х в 500 : 100 = 5 мм см дм м км 700 : =
Г ЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ УДЕ заключается в личной инициативе учителя, в его решимости испытать на своих уроках идею крупноблочного построения программного материала, а не ограничиваться пассивным выжиданием. Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду. Это принесёт детям радость познания, а учителю – свободное время для творческих уроков.
Л ИТЕРАТУРА 1. Селевко Г.К. Дидактические структуры учебного курса // Вопросы дидактики в техническом вузе. - Омск, Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). - М.: Просвещение, Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей /У Начальная школа Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. -М., Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. -М.: Педагогика, Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М., 1986.