МОУ «СОШ С.Н ОВАЯ Е ЛЮЗАНЬ » Б АЛАКОВСКОГО РАЙОНА С АРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Жанровое своеобразие и идейное содержание стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка» Работу выполнила обучающаяся 10-го класса Алиева Алия Руководитель: Шабаева Р.Р., учитель русского языка и литературы 2012 г.
Н ЕКРАСОВ Н ИКОЛАЙ А ЛЕКСЕЕВИЧ Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешнево в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку, В Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
ТРОЙКА Ч ТО ТЫ ЖАДНО ГЛЯДИШЬ НА ДОРОГУ В СТОРОНЕ ОТ ВЕСЁЛЫХ ПОДРУГ ? ЗНАТЬ, ЗАБИЛО СЕРДЕЧКО ТРЕВОГУ - В СЁ ЛИЦО ТВОЁ ВСПЫХНУЛО ВДРУГ. И ЗАЧЕМ ТЫ БЕЖИШЬ ТОРОПЛИВО З А ПРОМЧАВШЕЙСЯ ТРОЙКОЙ ВОСЛЕД ?.. Н А ТЕБЯ, ПОДБОЧЕНЯСЬ КРАСИВО, З АГЛЯДЕЛСЯ ПРОЕЗЖИЙ КОРНЕТ. Н А ТЕБЯ ЗАГЛЯДЕТЬСЯ НЕ ДИВО, П ОЛЮБИТЬ ТЕБЯ ВСЯКИЙ НЕ ПРОЧЬ : В ЬЁТСЯ АЛАЯ ЛЕНТА ИГРИВО В ВОЛОСАХ ТВОИХ, ЧЁРНЫХ КАК НОЧЬ ; С КВОЗЬ РУМЯНЕЦ ЩЕКИ ТВОЕЙ СМУГЛОЙ П РОБИВАЕТСЯ ЛЁГКИЙ ПУШОК, И З - ПОД БРОВИ ТВОЕЙ ПОЛУКРУГЛОЙ С МОТРИТ БОЙКО ЛУКАВЫЙ ГЛАЗОК.
В ЗГЛЯД ОДИН ЧЕРНОБРОВОЙ ДИКАРКИ, П ОЛНЫЙ ЧАР, ЗАЖИГАЮЩИХ КРОВЬ, С ТАРИКА РАЗОРИТ НА ПОДАРКИ, В СЕРДЦЕ ЮНОШИ КИНЕТ ЛЮБОВЬ. П ОЖИВЁШЬ И ПОПРАЗДНУЕШЬ ВВОЛЮ, Б УДЕТ ЖИЗНЬ И ПОЛНА И ЛЕГКА... Д А НЕ ТО ТЕБЕ ПАЛО НА ДОЛЮ : З А НЕРЯХУ ПОЙДЁШЬ МУЖИКА. З АВЯЗАВШИ ПОД МЫШКИ ПЕРЕДНИК, П ЕРЕТЯНЕШЬ УРОДЛИВО ГРУДЬ, Б УДЕТ БИТЬ ТЕБЯ МУЖ - ПРИВЕРЕДНИК И СВЕКРОВЬ В ТРИ ПОГИБЕЛИ ГНУТЬ. О Т РАБОТЫ И ЧЁРНОЙ И ТРУДНОЙ О ТЦВЕТЁШЬ, НЕ УСПЕВШИ РАСЦВЕСТЬ, П ОГРУЗИШЬСЯ ТЫ В СОН НЕПРОБУДНЫЙ, Б УДЕШЬ НЯНЬЧИТЬ, РАБОТАТЬ И ЕСТЬ.
И В ЛИЦЕ ТВОЁМ, ПОЛНОМ ДВИЖЕНЬЯ, П ОЛНОМ ЖИЗНИ - ПОЯВИТСЯ ВДРУГ В ЫРАЖЕНЬЕ ТУПОГО ТЕРПЕНЬЯ И БЕССМЫСЛЕННЫЙ, ВЕЧНЫЙ ИСПУГ. И СХОРОНЯТ В СЫРУЮ МОГИЛУ, К АК ПРОЙДЁШЬ ТЫ ТЯЖЁЛЫЙ СВОЙ ПУТЬ, Б ЕСПОЛЕЗНО УГАСШУЮ СИЛУ И НИЧЕМ НЕ СОГРЕТУЮ ГРУДЬ. Н Е ГЛЯДИ ЖЕ С ТОСКОЙ НА ДОРОГУ И ЗА ТРОЙКОЙ ВОСЛЕД НЕ СПЕШИ, И ТОСКЛИВУЮ В СЕРДЦЕ ТРЕВОГУ П ОСКОРЕЙ НАВСЕГДА ЗАГЛУШИ ! Н Е НАГНАТЬ ТЕБЕ БЕШЕНОЙ ТРОЙКИ : К ОНИ КРЕПКИ И СЫТЫ И БОЙКИ,- И ЯМЩИК ПОД ХМЕЛЬКОМ, И К ДРУГОЙ М ЧИТСЯ ВИХРЕМ КОРНЕТ МОЛОДОЙ
С РАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ В «С ОВРЕМЕННИКЕ » ( ПОСЛЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ У П. П. П ЛЕТНЕВА ПРАВА НА ЭТО ИЗДАНИЕ Н ЕКРАСОВ СТАЛ ОДНИМ ИЗ ЕГО ФАКТИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ ) Н. П. О ГАРЕВ ПИСАЛ Т. Н. Г РАНОВСКОМУ : «Т РОЙКА » Н ЕКРАСОВА ЧУДЕСНАЯ ВЕЩЬ. Я ЕЕ ЧИТАЛ РАЗ ДЕСЯТЬ ».Н ЕКРАСОВ Н. П. О ГАРЕВ Стихотворение вскоре стало народной песней и вошло в народные песенники.Неоднократно положено на музыку. В романе Чернышевского «Что делать?» «Тройку» поет Вера Павловна (гл. 1).
1. Ж АНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.Некрасов «Тройка» 2. Идейное содержание: а) ведущая тема; б) основная мысль; в) эмоциональная окраска; г) преобладающие интонации. 3. Структура стихотворения: а) сопоставление и развитие основных словесных образов; б) основные изобразительные средства; инструментовка; в) речевые интонационно-синтаксические особенности; г) основные ритмические особенности, рифма, способы рифмовки; д) строфика, композиция героя.
Ж АНР - ОБРАЗОВАНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ. С ТИХОТВОРЕНИЕ - ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ ( НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА ). Н ОВЕЛЛА - МАЛЫЙ ПРОЗАИЧЕСКИЙ ЖАНР С ПАРАДОКСАЛЬНЫМ ОСТРЫМ, НО СТРОГИМ СЮЖЕТОМ И КОМПОЗИЦИЕЙ. П АФОС – « ИДЕЯ - СТРАСТЬ » (В.Г.Б ЕЛИНСКИЙ ); ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ, СВЯЗАННАЯ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ В МИРООЩУЩЕНИИ АВТОРА ( РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ТРЕВОГА, ОЖИДАНИЕ, НАДЕЖДА И Т. Д.) Л ИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - « ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА », СТОЯЩИЙ В ЦЕНТРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И БЛИЗКИЙ К ЛИЧНОСТИ САМОГО АВТОРА. К ОМПОЗИЦИЯ – ПОСТРОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СТРУКТУРА СОЕДИНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОДНО ЦЕЛОЕ.
1. Тройка – это не просто стихотворение, а как, справедливо отмечали ещё современники Некрасова, замечательная лирическая новелла о тяжёлой доле русской женщины, о её безрадостной жизни. Композиция: в двух частях стихотворения-новеллы говорится о моменте встречи лирического героя с девушкой, заглядевшейся на проезжего корнета, и о том, что ожидает красавицу в недалёком будущем. Положение женщины, её доля было и есть лучшее свидетельство либо благополучия, либо социального нездорового общества. Всего несколько штрихов, несколько деталей – и перед читателем образ, полный жизни, огня, движения. 2. Рассказ об увиденном – это лишь первая часть новеллы. В центре стихотворения – мысль поэта о печальном будущем сельской красавицы. Героиня «Тройки» олицетворяет самую обычную судьбу русской крестьянки. « Выражение тупого терпенья / И бессмысленный вечный испуг» - вот что видел на лице русской женщины-крестьянки лирический герой, вот что видел и сам поэт. 3. Первая часть новеллы дана в цветном изображении, а вторая – в чёрно-белом, потому что в ней есть одно цветовое прилагательное, да и то употреблённое в переносном значении: работа названа чёрной. Неповторимость искусства Некрасова проявляется в том, что в созданной картине живёт, хотя и не вырывается наружу, своеобразная рыдающая мелодия. 4. Эмоциональность, насыщенность большим содержанием, внутренняя слаженность, музыкальность, песенность стиха – всё это несомненные достоинства лирической новеллы « Тройка ». 5. Поэт отводил «Тройка» особое место в своём творчестве, о чём свидетельствуют такие факты. Напечатано оно было в 1 за 1847 год журнала «Современник», как только Некрасов стал редактировать журнал. В 1856 году, готовя известный сборник, поэт включил его в состав первой части. Этим стихотворением открывается небольшой сборник стихотворений, который Некрасов выпустил незадолго до смерти в 1877 году.
В центре первой - романсовой - части стихотворения - портретное описание героини: …Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных, как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь… Данный фрагмент всецело воспроизводит стилевую атмосферу поздние романтической лирики. Экзотичность образа, его яркая, «жгучая» цветовая живописность, своеобразный максимализм словесных приемов - все эти художественные черты выдавали в авторе «Тройки» поэта, прошедшего школу романтизма 1830-х гг.; в дальнейшем они были чужды главным тенденциям его поэтики и даже уже чужды поэтике второй части самой «Тройки». « Тройка» - первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли» и первый эскиз народного женского образа. Это произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что свидетельствует о его глубокой народности. Однако за исключением одной этнографической детали («алая лента… в волосах») и одного фразеологического клише («сырая могила») в стихотворении нет предметных и словесных примет устной народной поэзии. Соответствия фольклорным канонам обнаруживаются скорее в сюжетно- композиционном рисунке «Тройки», основой которого стало противопоставление девичества и замужества.