Семинар по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
« Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём» Ю. Ф. Карякин
Важнейшая задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Цели образования – общекультурное, познавательное и личностное развитие учащихся.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно- воспитательного процесса в начальной школе.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1)личностный;личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный
Личностные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий Самоопределение Нравственно-этическая ориентация Смыслообразование Личностные УУД
Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», формирует «первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности». формирует индивидуальный эстетический вкус.
На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
Фомы работы для формирования ЛУУД: участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
Образовательные технологии для развития личностных УУД технология проблемного диалога; проектная деятельность; ИКТ-технологии; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; технология уровневой дифференциации.технология уровневой дифференциации.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.
Спасибо за внимание!
Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!
самоопределение– сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности
смыслообразование – осознанность учения и личная ответственность; адекватное реагирование на трудности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование мотива, реализующего потребность в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности.
нравственно-этическая ориентация – положительные нравственные качества, знание основных моральных норм; адекватное оценивание своих и чужих поступков; нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровья; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.
технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.