Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель русского языка и литературы Реховская Ольга Михайловна Реховская Ольга Михайловна.
Advertisements

Звуковые средства художественной выразительности Составила Ляшенко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 города Алексеевки.
МОУ « СОШ 21 г. Владимира » 5 « А » класс Учитель : Кочеткова О. А г. С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно - выразительные средства.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Тема урока Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования.
Добрый день!. Всего удивительнее – Человек, Потом – этот мир: океаны и горы, потом - бесконечного неба просторы, И вновь – Человек. И опять – Человек…
Разделы науки о языке Повторение и систематизация изученного 5 класс Презентация Погребняк Н.М.
Урок русского языка Звукопись. 5 класс Изучение темы «Фонетика» на основе УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова Автор: Ишмаева Людмила Альбертовна,
В ней есть душа … учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна.
Николай Николаевич Каразин - иллюстратор, живописец, литератор и журналист.
Урок русского языка 7 класс. 1 вариант 2 вариант 1. Что такое ассонанс? 2. Что такое анафора (фонетическая)? 3. Что такое стык? 4-5. Какие средства фонетической.
Гармония звуков, образов, красок в пейзажной лирике русских поэтов(А.А.Фета, Ф.И.Тютчева,Я.П.Полонского).
Изображение грозы в стихотворении Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» (с элементами лингвистического анализа).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Карпычева М.С. Выразительные словообразовательные средства.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Художественный стиль речи Мультимедийная презентация.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Вессели Ирина Сергеевна учитель русского языка и литературы МОУ "Школа 3" Осинники РФ.
Транксрипт:

Цели и задачи урока:. Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования. тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах ; расширить представление о выразительных возможностях словообразования. Леонтьева В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Вельеникольская СОШ»

Творческий словарный диктант Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания, подбирая к ним определяемые слова по образцу. Образец. Поляна, освещаемая солнцем ; река, пересекающая местность. Задание 2. Составьте и запишите простые предложения, включая в их состав следующие словосочетания. Поразительное искусство, быстрорастворимый кофе, взаимовыгодное сотрудничество, миллиарды водяных капель, калейдоскоп с причудливыми узорами.

Фонетические средства Аллитерация повторение согласных: Гром гремит, грохочет Ассонанс повторение гласных: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу... (А. Некрасов) Фонетическая анафора повтор начальных звуков: Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! (В. Маяковский) Фонетическая эпифора повтор конечных звуков: Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы... В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт)

Фонетические средства выразительности Определить роль звукописи ( аллитерации на [ р ]) в поэтическом отрывке. Использование этого звука помогает передать бодрое, радостное, мажорное настроение и усилить противопоставление динамизма, активного движения, молодого порыва, показанного в первой части (1 – 5 строках ), медлительности, уравновешенности, осторожному замедленному « скольжению » ( аллитерация на [ л ] - [ л '], ассонанс на [ а ]). Упражнение 308

Словообразовательные средства - морфемы, выражающие оценку (положительную или отрицательную), используемые при образовании слов с экспрессивным, оценочным, значением Суффиксы с почтительным или уничижительно- пренебрежительным значением: -шик, -ышк и др. Суффиксы с почтительным или уничижительно- пренебрежительным значением: -шик, -ышк и др. Суффиксы с уменьшительно- ласкательным или увеличительным значением: -ок, -ппочек, -еньк, -оньк, -огонек, -ошейник; -ищ и др. Суффиксы с уменьшительно- ласкательным или увеличительным значением: -ок, -ппочек, -еньк, -оньк, -огонек, -ошейник; -ищ и др.

Выразительные возможности словообразования Назвать ключевые строки. « Словесность у него распахана, засеяна живым зерном ». Объяснить своё понимание этой развёрнутой метафоры. 1. « Ж ивым зерном » поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви. 2. Поэт называл « живым зерном » те частички слова ( морфемы ), которые помогают « вырастить » проникновенные, из глубины сердца идущие слова, обращённые ко всему живому на земле. Упражнение 310.

Домашнее задание: Упр.68,69,70( тетрадь «Учимся читать…»)