Цели и задачи урока:. Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования. тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах ; расширить представление о выразительных возможностях словообразования. Леонтьева В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Вельеникольская СОШ»
Творческий словарный диктант Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания, подбирая к ним определяемые слова по образцу. Образец. Поляна, освещаемая солнцем ; река, пересекающая местность. Задание 2. Составьте и запишите простые предложения, включая в их состав следующие словосочетания. Поразительное искусство, быстрорастворимый кофе, взаимовыгодное сотрудничество, миллиарды водяных капель, калейдоскоп с причудливыми узорами.
Фонетические средства Аллитерация повторение согласных: Гром гремит, грохочет Ассонанс повторение гласных: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу... (А. Некрасов) Фонетическая анафора повтор начальных звуков: Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! (В. Маяковский) Фонетическая эпифора повтор конечных звуков: Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы... В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт)
Фонетические средства выразительности Определить роль звукописи ( аллитерации на [ р ]) в поэтическом отрывке. Использование этого звука помогает передать бодрое, радостное, мажорное настроение и усилить противопоставление динамизма, активного движения, молодого порыва, показанного в первой части (1 – 5 строках ), медлительности, уравновешенности, осторожному замедленному « скольжению » ( аллитерация на [ л ] - [ л '], ассонанс на [ а ]). Упражнение 308
Словообразовательные средства - морфемы, выражающие оценку (положительную или отрицательную), используемые при образовании слов с экспрессивным, оценочным, значением Суффиксы с почтительным или уничижительно- пренебрежительным значением: -шик, -ышк и др. Суффиксы с почтительным или уничижительно- пренебрежительным значением: -шик, -ышк и др. Суффиксы с уменьшительно- ласкательным или увеличительным значением: -ок, -ппочек, -еньк, -оньк, -огонек, -ошейник; -ищ и др. Суффиксы с уменьшительно- ласкательным или увеличительным значением: -ок, -ппочек, -еньк, -оньк, -огонек, -ошейник; -ищ и др.
Выразительные возможности словообразования Назвать ключевые строки. « Словесность у него распахана, засеяна живым зерном ». Объяснить своё понимание этой развёрнутой метафоры. 1. « Ж ивым зерном » поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви. 2. Поэт называл « живым зерном » те частички слова ( морфемы ), которые помогают « вырастить » проникновенные, из глубины сердца идущие слова, обращённые ко всему живому на земле. Упражнение 310.
Домашнее задание: Упр.68,69,70( тетрадь «Учимся читать…»)