Н.О. Подгорних Старший воспитатель МБОУ «Заостровская СОШ»
Одна из функций старшего воспитателя контроль и анализ воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
Система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
выполнение образовательной программы степень личностно – ориентированного взаимодействия уровень знаний, умений, навыков детей продуктивность деятельности педагога организация индивидуальной работы степень участия родителей в образовательном процессе здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий) степень активности и самостоятельности детей развитие коммуникативных качеств
цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ; следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы; контроль необходимо планировать; в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение; контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется своевременно и рекомендации, выданные по его итогам, выполняются; необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля; контроль и его итоги должны быть гласными; контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты. Требования к контролю
Принципы контроля Систематичность Плановость Обоснованность Гласность Действенность Регулярность Объективность
Основные нормативные документы, регламентирующие проведение внутреннего контроля в ДОУ Закон РФ от г (ред. от г.) «Об Образовании»; Постановление Правительства РФ от г «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Письмо Минобразования РФ от г «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»; Письмо Минобразования РФ от г «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»; Письмо Минобразования РФ от г. 212/19-12 «О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении РФ» Приказ Минздравсоцразвития России от г. 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Определение цели и объекта контроля Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения Сбор информации Её анализ Выработка рекомендаций и определение путей их реализации Проверка исполнения рекомендаций Алгоритм контроля
Формы контроля по охвату объектов контроля по исполнителю Фронтальный Тематический Оперативный Персональный Сравнительный Самоконтроль Взаимоконтроль Административ- ный (плановый и внеплановый) по последовательности и периодичности
Оперативный Виды контроля в нашем детском саду Тематический Всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов. Итоговый Изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива Выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определённом этапе, в какой-то момент и решение срочных вопросов Экспресс-диагностика Сравнительный Предупредительный Итоговый Персональный
Сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает, проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей и т.д. Осуществляет функцию регулирования. Оперативный контроль
Система организации оперативного контроля ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально руководителем ДОУ, старшим воспитателем, медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета Осуществляется План контроля доводится до педагогов в начале каждого месяца. Результаты обсуждаются на совещании при руководителе учреждения. Материалы контроля хранятся 1 год.
Изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по определённым проблемам. Тематический контроль По проблемам, указанным в годовых планах в виде конкретных задач. По итогам оперативного контроля выявлены недостатки – необходимо определить причину и пути устранения. Количество групп, выбранных для тематической проверки, определяется администрацией ДОУ
Приказ о проведении тематического контроля Перед началом издаётся руководителем ДОУ. В приказе указывается: тема; сроки проверки (5-10 рабочих дней); фамилия председателя комиссии; состав комиссии; сроки предоставления итоговых материалов (через 7 дней должны быть готовы) По итогам ТК издаётся руководителем приказ.
Алгоритм подготовки и проведения тематического контроля 1. Постановка целей (выявление уровня и системы работы…) 2. Составление плана ТК (по К.Ю. Белой) (доводится до сведения педагогов за 2 недели для самоанализа) - Обследование ЗУН детей - Оценка профессионального мастерства воспитателей - Создание условий: в группе, в метод. кабинете, в ДОУ - Планирование работы - Работа с родителями 3. Подготовка руководителя к проведению ТК (подобрать и проанализировать методические рекомендации по теме, подобрать диагностические методики, составить вопросники и схемы для фиксирования хода и результатов) 4. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ 5. Фактическое выполнение ТК в установленные сроки 6. Подведение итогов (Аналитическая справка).
Аналитическая справка по контролю Заслушивается на педагогическом совете, рекомендации выносятся в проект решения. Содержание : материалы по всем 5 блокам, обозначенным в плане. Материалы ТК хранятся в методическом кабинете ДОУ 5 лет.
оценка результатов за учебный год; выявление готовности детей к обучению в школе; комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) в преддверии аттестации Проводится после того, как выполнена работа. Выявляет конечные результаты деятельности организации и степень реализации намеченных планов. Задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети. Итоговый контроль
Фронтальный контроль Цель: одновременная всесторонняя проверка объекта управления в целом (изучение состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности всего коллектива или одной возрастной группы) Срок проведения: не чаще 2-3 раз в год, в любое время года, продолжительность: 3-5 дней. Изучаются: нормативно – правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Виды фронтального контроля Предварительный Итоговый Текущий
наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать) анализ (выявление причин, определение тенденций развития) беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями) изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо) анкетирование (способ исследования путём опроса) проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности) Эффективные методы контроля для изучения состояния образовательной деятельности
Литература 1. Агапова И.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – С Белая К.Ю. от сентября до сентября: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М.: АСТ, – 176 с. 3. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ /авт.-сост. О.А.Скоролупова. – М.: Скрипторий 2003, – 160 с. 4. Скоролупова О.А. Оперативный контроль в дошкольном учреждении //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – С Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий 2003, Хибибуллина Р.Ш. Графическое планирование контроля деятельности ДОУ // Дошкольная педагогика. – – С Шабалина Е.С. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – С
«Два человеческих изобретения самые сложные: искусство управлять и искусство воспитывать». Эммануил Кант