Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 294» комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения
С ОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ДОУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Педагогический совет 3
Ц ЕЛЬ ПЕДСОВЕТА : систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.
Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Дети достигают больших успехов в развитии связной речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
О СОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания
П ОВЕСТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА : Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования Сообщение Портнова И.В., воспитатель Использование в работе приемов связной речи, рассказывание, работа сериями сюжетных картинок, использование схем и т.д. Сообщение Богдановой Г.У., ст.воспитатель Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ Сообщение Михайловой В.М., учитель-логопед
Итоги тематической проверки «Состояние предметно – развивающей среды по развитию речи в младших группах» Практическая часть – деловая игра «Сын леопарда тоже леопард»
И ТОГИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ В группе 02 переустановить речевой уголок в доступном и удобном для детей месте с учетом всех требований и условий. Разнообразить перечень театральной атрибутики в группах 02, 01, 06. Систематически эстетично, доступно и разнообразно оформлять тематические выставки. В группах 02 и 01 составить картотеки по играм, художественной литературе. В группе 06 заменить настольную ширму напольной ширмой. В группе 06 установить фланелеграфы и обновить образовательный материал по звуковой культуре речи. Улучшить эстетику оформления речевых, книжных и театральных уголков.