«Составное именное сказуемое» ОСШГ 2 г. Актобе Выполнила учитель русского языка и литературы Ярославцева Г.П.
Ц ЕЛИ УРОКА познакомить учащихся с основными элементами составного именного сказуемого; со способами выражения именной части, научить находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части, разграничивать простое глагольное сказуемое. Выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть, пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации.
Повторение темы «Виды сказуемого» Виды Способ выражения Примеры Простое глагольное сказуемое Выражено глаголом в форме одного из наклонений Сейте разумное, доброе, вечное. Еще я долго буду петь. Составное глагольное сказуемое Состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. Я был бы рад помочь вам.
Т ЕКСТ С ЗАДАНИЕМ Выписать из текста предложения в таком порядке: сначала с простым глагольным сказуемым, затем с составным. 1. Силу и бодрость дает природа. С нею умеем мы дружить. Пусть пролетает год за годом, Молодость в сердце будет жить. 2. Путь каменист. И скалы стали строже. Ты турист. Ты все осилить можешь, Ты можешь справиться с бурей любой.
Н ОВЫЙ МАТЕРИАЛ Вид Способ выражения Примеры Составное именное сказуемое Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. Слово – серебро, молчание – золото.
Н ОВЫЙ МАТЕРИАЛ В какой части составного именного сказуемого выражается основное лексическое значение? А в какой части заключается его грамматическое значение (наклонение, время)? Вывод: грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом- связкой, а лексическое – именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.). Далее знакомство с теоретическими сведениями учебника.
Т РЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. По учебнику выполнить выборочный диктант и выписать предложения: А) с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть; Б) с составным именным сказуемым с глаголом- связкой быть. 2. Упр. из учебника составные именные сказуемые нужно обозначить начальными буквами с. и. с., ответить на вопрос, какими частями речи выражена именная часть. 3. Конструирование по упр. из учебника В нем заменить простое глагольное сказуемое составным именным, сделать вывод, как при этом изменяется смысл предложения.
Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Спишите текст, подчеркните в предложениях составное именное сказуемое. Определите, какие прилагательные в роли сказуемого обозначают временный признак, а какие – постоянный. Подчеркните качественные прилагательные одной чертой, а относительные – двумя. На севере Лес бе…конечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви. Тиха и прозрачна водная поверхн…сть. (Не)ласков северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива …здесь погода. Изменчиво и …дешнее небо. Вот оно заз в…тилось, и заиграли над головой ж…литые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния.
Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Перепишите предложения, устраняя ошибки в употреблении составного именного сказуемого. 1) В годы войны мой отец был танкист. 2) А. П. Гайдар – один мой любимый писатель. 3) Наша гимназия просторна и светлая. 4) В полдень зной становится (не)стерпимым. 5) Фильм оказался (не)интересный. 6) Купание полезное для здоровья.
Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения. 1) (Тихая, тиха) казахстанская ночь. 2) Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3) Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4) Болото это (топкое, топко), его люди боятся. 5) (Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.
Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ Отметьте предложение с составным именным сказуемым. 1 вариант А) А потом все пошло по-старому. Б) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому. В) Четыре делится на два без остатка. Г) Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной. 2 вариант А) Был я в то время студентом в провинциальном университете. Б) Возьмите научите ее танцевать. В) Малышка перестала плакать. Г) Я буду делать по совести.
П РОВЕРЬ СЕБЯ Ответы: 1 вариант – г, 2 вариант – а.
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить теорию, написать лингвистическую сказку используя составные именные сказуемые. Рефлексия.