Антимонопольное регулирование в авторитейле 19 июня 2012 г
2 2 Динамика продаж новых автомобилей в РФ (млн шт) - 49% 30% * по данным Ассоциации Европейского Бизнеса 39%
3 Более дилерских центров Около сотрудников Оборот в 2011 году – $87,3 млрд Налоговых поступлений - $2,6 млрд* Авторитейл сегодня 3 * без выплат по страховым взносам и таможенным платежам
4 Авторитейл сегодня 4 Средний размер инвестиций в дилерский центр – $8 – $10 млн Средний срок окупаемости 7 – 9 лет EBITDA – 4 – 5% Средний размер инвестиций в дилерский центр – $8 – $10 млн Средний срок окупаемости 7 – 9 лет EBITDA – 4 – 5%
5 Юридические проблемы отрасли 5 Гражданский Кодекс РФ Закон РФ «О защите прав потребителей» Несмотря на отсутствие прямого государственного регулирования отрасли, автомобильные дилеры регулируются следующими законами: 15 дней с момента покупки можно вернуть продавцу товар, если в нем обнаружился какой-либо недостаток «Рай» для потребительского экстремизма. является «драконовским» с точки зрения автодилера: Максимальный срок гарантийного ремонта - 45 дней в течени е гарантийного срока, который достигает 5 лет.
6 Юридические проблемы отрасли 6 Новый закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» В силу ч. 2 ст. 24 нового закона, если после прохождения техосмотра произойдёт ДТП по причине неисправностей транспортного средства..., то оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц. Значительные инвестиции для получения аттестации. Для аннулировани я аттестата достаточно 2-х нарушений. Стоимость ТО регулируется государством.
7 Процедура заключения Дилерского контракта 7 1. Дистрибьютор формулирует требования к потенциальному дилеру, в том числе: Расположение дилерского центра Размеры центра и необходимое оборудование Требования к оформлению, мебели и коммуникациям Штатная структура Требования носят всеобъемлющий характер и существенно влияют на экономику дилерского предприятия
8 Процедура заключения Дилерского контракта 8 2. Заключается п ротокол о намерении Данная форма с одной стороны имеет признаки предварительного договора в части обязательств со стороны дилера, с другой стороны обязательства дистрибьютора в понимании статьи 431 ГК РФ как правило отсутствуют
9 Процедура заключения Дилерского контракта 9 3. Заключается д илерский договор после реализации п ротокола о намерениях Текст договора и существенные параметры (срок, условия поставки продукции, возможные штрафные санкции и т.д.) на стадии подписания протокола как правило не предоставляется
10 Основные проблемы взаимоотношений* 10 -одностороннее изменение д истрибутором плана поставки дилеру автомобилей и запасных частей * по результатам анкетирования дилеров со стороны РОАД -требование д истрибутора о приобретении д илером запасных частей и материалов для обслуживания автомобилей только у д истрибутора или рекомендованных им поставщиков данных товаров -отсутствие ответственности д истрибутора перед д илером за нарушение условий дилерского договора -отсутствие консолидированной ответственности д истрибутора и д илер а перед конечными потребителями автомобилей, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей»
11 Основные проблемы взаимоотношений* 11 * по результатам анкетирования дилеров со стороны РОАД -отсутствие условия о выкупе приобретенных д илером у дистрибутора и рекомендованных к приобретению последним запасных частей при расторжении д истрибутором дилерского договора с д илером в одностороннем порядке -ограниченный срок действия дилерского договора (обычно 1 год), что причиняет д илеру убытки в виде отсутствия окупаемости произведенных инвестиций в организацию деятельности; -право д истрибутора на расторжение дилерского договора с д илером в одностороннем порядке без объяснения причин
12 Предложения ФАС 12 1.Формирование дистрибьюторами прозрачных и недискриминационных правил: отбора дилерских и сервисных центров распределения автомобилей и запасных частей между авторизованными сервисными центрами 2.Исключение обязательного совмещения функций продаж и сервисного обслуживания 3.Обеспечение недискриминационного доступа к сервисной документации, запасным частям, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров
13 Предложения ФАС 13 4.Обеспечение недискриминационного доступа к сервисной документации, запасным частям, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров 5.Упразднение необоснованных ограничений на выбор авторизованными дилерскими и сервисными центрами поставщиков необходимого оборудования и материалов
14 Текущий статус 14 Создан «Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей» Идет работа в группах по направлениям: Вопросы взаимодействия дистрибьюторов и официальных дилеров легковых автомобилей Проблемы взаимодействия независимых компаний, осуществляющих сервисное обслуживание легковых автомобилей, с дистрибьюторами и официальными дилерами Проблемы взаимодействия дистрибьюторов, дилеров и поставщиков запасных частей и оборудования для ремонта
15 Выводы 15 Как вариант в озможно поэтапное изменение текущей ситуации, например: Изменение текущих отношений дилер – дистрибьютор. Задача решается просто путем внесения изменений в действующие договоры. Необходимо несколько месяцев. Изменение условий поставки запасных частей. Участникам рынка необходимо несколько лет для возврата инвестиций, после чего возможны изменения условий поставок. Отмена ограничений на заключение новых дилерских контрактов. Возможный срок до полного открыти я рынка для новых участников – около 5 лет. Идея реформирования отрасли позитивна, но необходим переходный период
Лещенко Алексей вице-президент РОАД, группа компаний «Модус» Телефоны: +7 (495) (495) Спасибо за внимание