ЛЕКЦИЯ 2 на тему: «Понятие, предмет, метод и система социального обеспечения. Источники права социального обеспечения»
Учебные вопросы: 1. Право социального обеспечения как отрасль права: предмет, метод, система. 2. Источники права социального обеспечения. 3. Взаимосвязь права социального обеспечения и других отраслей права. 4. Конституционные основы социальной политики Российского государства.
1. Право социального обеспечения как отрасль права: предмет, метод, система. Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: Отношения по пенсионному обеспечению; Отношения по пенсионному обеспечению; Отношения по социальному обслуживанию; Отношения по социальному обслуживанию; Отношения по выплате пособий; Отношения по выплате пособий; Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д. Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.
процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению; процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению; процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности). процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).
Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере. Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.
Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки: 1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов 2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем 2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем 3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон 4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права
ПСО можно разделить на 3 части: - общую часть, - общую часть, - особенную часть, - особенную часть, - специальную часть. - специальную часть.
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО
В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты: - пособия, - пособия, - социальное обслуживание и т.д. - социальное обслуживание и т.д. В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.
2. Источники права социального обеспечения Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям: 1. по юридической силе (по степени важности и субординации), 1. по юридической силе (по степени важности и субординации), 2. по сфере их действия; 2. по сфере их действия; 3. по органам, принявшим нормативный акт; 3. по органам, принявшим нормативный акт; 4. по форме акта; 4. по форме акта; 5. по правовым институтам. 5. по правовым институтам.
1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения 1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения Законы делятся на: конститутивные, конститутивные, кодифицированные, кодифицированные, текущие. текущие.
2. По форме акта источники ПСО делятся на: законы (примеры приводились выше); законы (примеры приводились выше); указы и распоряжения Президента РФ указы и распоряжения Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ постановления и распоряжения Правительства РФ постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств другие нормативные акты. другие нормативные акты.
3. По сфере действия источники ПСО делятся на: - общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от г. N , с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России), - общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от г. N , с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России), · республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые) (например, Указ Президента Республики Адыгея от г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей"). · республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые) (например, Указ Президента Республики Адыгея от г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей"). · отраслевые · локальные.
4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы: 1. по пенсионному обеспечению граждан, 2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами. 3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.
3. Взаимосвязь права социального обеспечения и других отраслей права. Особенная часть состоит из комплексных институтов, включающих пединституты отрасли, и институтов права социального обеспечения. Комплексными институтами являются: 1. Институт пенсионного обеспечения с пединститутами: пенсий по старости, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, социальных пенсий, исчисления пенсий и назначения пенсий. 2. Институт медицинской помощи и лечения. 3. Институт социального обслуживания. 4. Институт пособий и компенсаций.
Кроме комплексных институтов, в систему отрасли входят: институт трудового стажа; институт трудового стажа; институт ответственности; институт ответственности; институт разрешения споров по вопросам социального обеспечения. институт разрешения споров по вопросам социального обеспечения.
4. Конституционные основы социальной политики Российского государства. Основными целями пенсионной реформы являются: – установление четкой зависимости будущей пенсии гражданина от размера официальной оплаты его труда; – установление четкой зависимости будущей пенсии гражданина от размера официальной оплаты его труда; – защита долгосрочных пенсионных накоплений от инфляции; – защита долгосрочных пенсионных накоплений от инфляции; – повышение социальной ответственности граждан за размер будущих пенсий; – повышение социальной ответственности граждан за размер будущих пенсий; – предоставление работающему гражданину возможности влиять на размер своей будущей пенсии. – предоставление работающему гражданину возможности влиять на размер своей будущей пенсии.
Раньше пенсия назначалась по числу отработанных лет, при этом в большей степени учитывался не заработок, а стаж. Минимально мужчины должны были отработать 25 лет, а женщины – 20. Далее же чем дольше человек работал, чем выше у него был коэффициент стажа, тем больший процент от заработка он в итоге получал. При этом существовала дискриминация. Более 45 лет стажа не учитывалось и выплачивалось максимум 75% заработка.
Сейчас: все эти ограничения сняты, т.е. минимальный страховой стаж снижен до пяти лет. Снимаются и ограничения по заработкам: они засчитываются полностью и на всем протяжении стажа, под которым понимается период отчислений работодателем страховых взносов за каждого работника. все эти ограничения сняты, т.е. минимальный страховой стаж снижен до пяти лет. Снимаются и ограничения по заработкам: они засчитываются полностью и на всем протяжении стажа, под которым понимается период отчислений работодателем страховых взносов за каждого работника.
Заключение Новая пенсионная система в России существует недолго, но уже можно отметить, что у этой системы имеется ряд проблем как правовых, так и экономических. В частности, размер страховой и накопительной частей пенсии зависит от заработной платы будущего пенсионера. Идеология страховой и накопительной системы такая: будущая пенсия человека, который сейчас работает, будет зависеть не от заработной платы за избранные два-пять лет, а от всей суммы его заработной платы за весь период трудового стажа, и даже не от самой заработной платы, а от того, какие пенсионные взносы с его заработной платы были перечислены в ПФР. При выходе человека на пенсию, размер базовой части его пенсии будет стандартным, а вот страховой будет зависеть от того, сколько за него пришло взносов. Если при этом не будет ограничения предела макси- мального размера страховой пенсии, то это выгодно для работающих и хорошо зарабатывающих людей: пенсия пропорциональна поступившим от них взносам. Новая пенсионная система в России существует недолго, но уже можно отметить, что у этой системы имеется ряд проблем как правовых, так и экономических. В частности, размер страховой и накопительной частей пенсии зависит от заработной платы будущего пенсионера. Идеология страховой и накопительной системы такая: будущая пенсия человека, который сейчас работает, будет зависеть не от заработной платы за избранные два-пять лет, а от всей суммы его заработной платы за весь период трудового стажа, и даже не от самой заработной платы, а от того, какие пенсионные взносы с его заработной платы были перечислены в ПФР. При выходе человека на пенсию, размер базовой части его пенсии будет стандартным, а вот страховой будет зависеть от того, сколько за него пришло взносов. Если при этом не будет ограничения предела макси- мального размера страховой пенсии, то это выгодно для работающих и хорошо зарабатывающих людей: пенсия пропорциональна поступившим от них взносам.
Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !