Подготовила: Бугулова А.В. Руководитель: Каллагов Б.Р.
Экономическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с особенностями хозяйственного развития. Экономические представления древних людей были неотъемлемой частью их знаний об окружающем мире. Мыслители древности использовали термины из обыденного языка, а их труды скорее являются источниками сведений о хозяйственном быте, чем памятниками экономической мысли. Наиболее значимой в экономической мысли древнего мира была проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества.
Особенности экономической мысли Древнего мира можно свести к следующему: главными условиями непреходящего «естественного порядка» мыслители древности считали сохранение навечно рабовладения и натурального хозяйства; мыслители древности выступали против крупных торгово-ростовщических операций, нарушающих принцип эквивалентности обмена товаров на рынке, базируя свои доказательства преимущественно на категориях морали, этики, нравственности.
На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется 22 ст. до н.э. и им является некое послание, которое называется Поучение гераклеопольского царя своему сыну. В нем приводятся правила государственного управления руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, так и всякая другая сфера искусства. Другой памятник дотирован началом 18 века до н.э. и называется: Речения Ипусера. Главной идеей этого речения - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащение простолюдинов и начала в стране гражданской войны.
На территории древней Азии образовались крупные очаги цивилизации, рабовладение достигло значительного развития, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей. Об этом даёт представление история древней Вавилонии. Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи ( гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей.
Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи: Посягнувший на чужую частную собственность в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли. Срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания. Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный - 33% от ее первоначальной суммы.
Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется с именем Конфуция, а также с идеями популярного в IV-III в. до н.э. коллективного трактата «Гуань- цзы». Конфуций считал, что только образованный правитель способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Он признавал божественное и природное деление людей на сословия, однако считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших. По его мнению, у народа будет достаток тогда, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет выгодным.
Авторы «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. Они признавали незыблемость сословного деления общества. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными.
Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении III-IV в. до н.э. является трактат «Артхашастра» (автор – Каутилья), означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Эта большая работа состоит из 15 отдельных книг, отражающих достигнутый уровень общественного развития и дающих представление о наиболее характерных чертах экономической мысли Древней Индии. В трактате большое внимание уделяется экономической роли государства, которое должно обеспечивать охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, борьбу со спекулирующими торговцами и др.
Трактат содержит установки для правителя по управлению государством с целью достижения экономического и политического порядка и подъема страны. Особое внимание уделяется вопросам пополнения казны, организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики. Согласно трактату: накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев; каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда; предлагалась дифференциация в цене товара издержек производителей и купцов; регулирование торговли путем установления надзирателем цен на товары и четкой фиксацией торговой прибыли (5% цены – для местных товаров и 10 % цены для иностранных товаров).
Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока имела общие черты. Она базировалась на общих экономических идеях о рабстве как нормальном (естественном) явлении, о разделении труда как основе экономической жизни общества, о важности роли государства в управлении хозяйством.
Спасибо за внимание!