1. Тестирование как одна из форм контроля знаний. 2. Виды тестового контроля знаний. 3. Преимущества и недостатки тестового контроля знаний. 4. Способы самоконтроля знаний.
– это система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной и нескольких областях знаний.
Тестовое задание составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям: известной трудности; достаточной вариации тестовых баллов; положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту.
Закрытые: задания альтернативных ответов; задания множественного выбора; задания на восстановление соответствия; задания на установление правильной последовательности. Открытые: задания свободного изложения; задания-дополнения.
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Существует множество критериев, позволяющих охарактеризовать и, соответственно классифицировать тест. Практическую значимость имеет ряд классификационных признаков.
Или критерий стандартизации. Все этапы разработки, апробации, использования и обработки результатов стандартизованных тестов регламентируются стандартными процедурами, в то время как нестандартизированные тесты создаются с теми или иными отступлениями от норм. Пример:«преподавательские тесты», разрабатываемые для оперативного контроля усвоения знаний.
В соответствии с особенностями профессиональной диагностики в условиях вуза, практическое значение имеют бланковые тесты и компьютерные тесты. В свою очередь, компьютерные тесты могут быть трех типов: линейные (задания предъявляются в единой последовательности вне зависимости от результатов ответа испытуемого); разветвляющиеся (в тесте предусматривается несколько сценариев формулировки заданий, каждый из которых реализуется в зависимости от ответа на определенные «ключевые» задания); адаптивные (сложность, порядок и количество предъявленных заданий определяется итогами тестирования в каждый момент).
Наиболее актуальными в современной диагностике, представляются тесты интеллекта, личностные тесты и тесты достижений. С некоторой долей условности, первые два типа образуют вместе тип «психологического теста», в то время как последний соответствует - «педагогическому тесту».
Как правило, по этому критерию, выделяются три основных типа тестов: гомогенные тесты (имеющие одну шкалу оценки и позволяющие линейным образом упорядочить всех испытуемых по степени проявления соответствующего признака); гетерогенные тесты (имеющие несколько шкал оценки и позволяющие сформировать многомерное представление о результативности испытуемого в некотором виде деятельности); интегративные тесты (в их основе лежат разрабатываемые в последнее десятилетие представления о некоторых универсальных качествах, типа «ключевые компетенции», включающих мотивационные, личностные, интеллектуальные, предметно- практические и иные компоненты).
По этому критерию различают широко ориентированные тесты (предназначенные для определения количественных характеристик испытуемых по отношению к широкому набору критериев) и узко ориентированные (предназначенные для выявления отдельных достижений и результатов).
В соответствии с этим критерием, различаются следующие типы тестов: предварительный определяющий тест предназначены для оценки уровня готовности испытуемых к новому образовательному циклу; формирующие тесты (тесты прогресса) предназначены для совместной диагностики и коррекции основных психологических новообразований (в формирующих тестах обязательно предусматривается ситуативная работа над ошибками, их коррекция и др.); диагностический тест (тесты затруднений в обучении) предназначаются для диагностики основных затруднений в обучении; суммативный тест (тесты итоговых достижений) разрабатываются и используются на этапе завершения образовательного цикла.
Адаптивный Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.
Традиционный Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
1. Задания с выбором ответов (закрытые задание). А) Задания с выбором одного правильного ответа. При наборе текста слова отделяются друг от друга … а) двоеточием; б) запятой; в) пробелом; г) точкой. Б)Задания с выбором одного неправильного ответа. Операция не имеет признака, по которому подобраны остальные операции, представленные в списке… а) сохранение текста; б) форматирование текста; в) удаление фрагмента текста; г) перемещение фрагмента теста; д) копирование фрагмента текста.
Команда Сочетание клавиш 1. Вырезать фрагмент текстаА) CTRL+X 2. Копировать фрагмент текстаB)CTRL+C 3. Вставить фрагмент текстаC)CTRL+V
Использование слепого десятипальцевого метода ведет к … a) снижению напряжения на пальцы; b) уменьшению скорости печати; c) уменьшению количеству опечаток и ошибок; d) быстрой утомляемости пальцев.
Существует два способа освоения клавиатуры при печатании слепым десятипальцевым методом: 1.________________________________________ 2.________________________________________
Преимущества Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование Тестирование более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся. Великобритании Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам. Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний только из четырёх. Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен не менее четырёх часов. Тестирование это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Разработка качественного тестового инструментария длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов. Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания. Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы. Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. В тестировании присутствует элемент случайности.
Самоконтроль- это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? Очень близко к этому определению самоконтролю определение В.И.Страхова, который считает, что самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.
1. внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам; 2. наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д; 3. мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека; 4. точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении;
Сверка ответов с предложенным ключом, Формулирование вопроса и ответа на него Пересказ изученного материала Промежуточное самостоятельное тестирование
1. Что такое педагогический тест? a) Это система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний. b) Тренировка использования полученных знаний на практике c) Форма самоконтроля знаний, предполагающая развернутый ответ на каждый вопрос за ограниченное время d) Это система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая объективно оценить подготовленность тестируемого по всему учебному материалу.
2. Каких типов бывают задания в тесте? a) адаптивные и традиционные. b) гомогенные и гетерогенные. c) открытые и закрытые. d) линейные и развернутые.
3. Какие функции выполняет тестирование в педагогике: a) диагностическую b) обучающую c) общеобразовательную d) воспитательную e) интегративную
4. В соответствии с этим критерием цели использования различаются следующие типы тестов: a) предварительный определяющий тест b) формирующий тест c) диагностический тест d) суммативный тест e) верны все ответы
5. На какие категории можно разделить тесты? a) диагностический и обучающий b) адаптивный и традиционный c) открытый и закрытый d) письменный и устный
6. Среди видов тестовых заданий выделяют: i. задания на установление соответствия ii. задания с открытым ответом Верно ли утверждение? a) Да b) Нет c) Ответ не полный
7. Что можно отнести к видам самоконтроля?