Применение семантического метаязыка в процессе овладения иноязычной лексикой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
Advertisements

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Тема: Использование метода проекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида Учитель: Шульгина Татьяна Николаевна.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
Рабочая программа Начальная школа. Цели и задачи семинара Знакомство со структурой рабочей программы Знакомство с содержанием разделов и способами его.
Обучение англофонов деривационным значениям однокоренных слов русского языка на основе использования корпусных технологий Диссертация на соискание степени.
Элективный курс по английскому языку Основы эффективного общения Лечим английскую немоту! Данная программа рассчитана на 17 часов.
Белорусский Государственный Университет ГУО «Центр проблем развития образования» Ольшевская Мария Владимировна Коммуникативно-когнитивный подход к обучению.
Концептуальные положения формирования грамматической компетенции обучающихся.
МОУ «ДУБРОВСКАЯ СОШ» ФЕВРАЛЬ 2009 ГОДА. «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА ФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, А ТАКЖЕ.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Развитие словаря детей 4 лет с общим недоразвитием речи в упражнениях с Монтессори - материалом.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Модель становления техники чтения на английском языке у учащихся младшей школы. Доклад Буняевой Л.М. – учителя английского языка.
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Формирование логического мышления на уроках истории.
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Транксрипт:

Применение семантического метаязыка в процессе овладения иноязычной лексикой

Цель исследования – разработать и апробировать способы и приемы применения семантического метаязыка в процессе овладения иноязычной лексикой в средней школе.

Объект исследования: процесс овладения иноязычной лексикой на основе семантического метаязыка. Предмет исследования: способы и приемы применения семантического метаязыка в процессе овладения иноязычной лексикой в средней школе.

Гипотеза исследования – обучение иноязычной лексике учащихся старших классов будет более эффективным если: – создана и внедрена в учебный процесс модель по овладению иноязычной лексикой с использованием семантического метаязыка; – у учащихся сформирована лексикографическая компетенция на уровне, достаточном для работы с дефинициями лексических единиц; – разработана система заданий и упражнений по овладению лексикой с применением семантического метаязыка.

Основные положения: 1. Применение семантического метаязыка в процессе овладения иноязычной лексикой должно опираться на использование его дидактического потенциала. Лингвистически оформленной и лексикографически апробированной разновидностью семантического языка является дефиниционный словарь, который составляют высокочастотные лексемы, что позволяет органично сочетать применение семантического метаязыка с процессом овладения иноязычной лексикой в целом в наиболее оптимальных формах.

2. Применение семантического метаязыка способствует развитию понятийной категоризации у учащихся и органично сопрягает работу по овладению лексики с формированием грамматических умений. Словник ДС репрезентирует не только когнитивное, но и языковое ядро вокабуляра, овладение которым представляет собой насущную лингводидактическую задачу. Дидактическое освоение идиоматики ДС предоставляет большие возможности для формирования и развития логических и лексико-грамматических категорий.

3. Дидактическая модель по овладению иноязычной лексикой с использованием семантического метаязыка опирается на лингвистические характеристики дефиниционного словаря, его использование в дефинициях различного вида, предполагает формирование лексикографической компетенции учащихся, а также разработку системы упражнений, направленную а достижение поставленных задач.

4. Формирование лексикографической компетенции учащихся включает в себя суп компетенции, связанные с владением единицами ДС и с владением типами дефиниций. Система упражнений по формированию суп компетенций состоит из упражнений, направленных на овладение новых слов с использованием ДС и упражнения, формирующих умение составить описание и дать дефиницию предмета на основе его свойств.

Дефиниционный словарь (ДС) Денотативные Лексикографическая компетенция Система упражнений по формированию суп компетенций Семантический метаязык Типы дефиниций Субкомпетенция, связанная с владением типами дефиниций Субкомпетенция, связанная с владением единицами ДС Упражнения, направленные на овладение новых слов с использованием ДС Упражнения, направленные на умение составить описание и дать дефиницию предмета на основе его свойств Коннотативные Метаязыковые Дидактическая модель по овладению иноязычной лексикой с использованием семантического метаязыка Языковой и речевой опыт Лексические навыки Лексические знания Лексические умения

Результат обучения в экспериментальных группах

Этапы педагогического эксперимента Общее число учеников Уровни низкий средний высокий Число учащихся, чел. (%) Констатирующий этап Контрольная и экспериментальная группы 20 1 задание 5 (25%)11 (55%)4 (20%) 2 задание 2 (10%)9 (45%) Контрольный этап Контрольная группа 105 (50%) _ Экспериментальная группа 101 (10%)3 (30%)6 (60%) Уровни сформированности лексической компетентности

Семантический метаязык - особый универсальный метаязык для описания смыслов, значений слов, их толкований на базе небольшого числа элементарных единиц. Например: Education – the process of teaching or learning in a school or college, or the knowledge that you get from this. Основные понятия: Дефиниционный словарь представляет собой словник ограниченного объёма (2 – 3 тыс. единиц), представляющий собой когнитивное ядро языка, целью которого является стандартизация семантизации лексики, с использованием наиболее простых однозначных слов для толкования.

Лексическая компетенция – основанная на лексических знаниях, умениях, навыках, а также личном языковом и речевом опыте способность человека определять контекстуальное значение слова, сравнивать объем его значения в двух языках, понимать структуру значения слова и выделять специфически национальное в значении слова. Лексикографическая компетенция – это осознание потребности обращаться к словарю, умение выбрать нужный для решения конкретной познавательной и коммуникативной задачи словарь, умение прочитать словарную статью и извлечь необходимую информацию.