Практика аттестации педагогических работников и применения форм портфолио и критериев оценки его содержания для аттестации педагогических работников образовательных учреждений в целом положительно оценена экспертами и педагогическими работниками образовательных учреждений.
Система образования это постоянно изменяющаяся система. Одной из составляющих современного этапа является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов. Принципиальной особенностью стандартов является формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся, направленность на результат образовательного процесса. Существующие формы портфолио также нацелены на оценку компетенций педагога и в качестве показателей используются результаты деятельности обучающихся и самого педагога. Изменения системы образования характеризуются принятием новых нормативных документов.
Федеральный закон от N 273-Ф3 "0 б образовании в Российской Федерации"; Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования образовательные по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена( г.); Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобр РФ от г. 276); Профессиональный стандарт по должностям «Воспитатель, Учитель» (приказ Министерства труда и социальной защиты Р Ф от 18 октября 2013 г. N 544 н); Проект Профессионального стандарта по должности «Преподаватель» ( )
В этой связи возникает объективная необходимость обновления показателей и критериев оценки деятельности педагогических работников при аттестации на установление квалификационной категории. Кроме того, проанализировав опыт работы, члены экспертных комиссий, участвующие в проведении процедуры аттестации педагогических работников учреждений СПО, отмечают необходимость корректировки ряда показателей и критериев оценки деятельности педагогических работников по указанным должностям и внесения дополнительных показателей, отражающих развитие и совершенствование деятельности педагогов.
Работая с портфолио члены нашего экспертного сообщества пришли к выводу о наличии общих показателей в работе Преподавателя и Учителя. Мы предлагаем выделить такие показатели и ввести общую систему критериальных показателей.
ПОКАЗАТЕЛЬ - «УЧАСТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В РАБОТЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» ПО ДОЛЖНОСТИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ», «МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ», ПРЕДЛАГАЕМ ДОБАВИТЬ И ДРУГИЕ ДОЛЖНОСТИ, «УЧИТЕЛЬ» ( П. 37 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ) 4.1. «Является разработчиком программ дисциплин или профессиональных модулей» 4.2. «Является разработчиком методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся в учебное и внеучебное время и оценки компетенций (контрольно-оценочных средств), получивших положительную экспертную оценку и рецензию»
Учитывая внедрение ИКТ в образовательный процесс, дополнить данный показатель подпунктом 4.3: «4.3. Является разработчиком электронных образовательных ресурсов» Учитывая опыт работы ОУ дополнить данный показатель подпунктом 4.4: «4.4. Является разработчиком учебника, учебного пособия, изданного: на федерально уроне и на региональном уровне»
5.1. В разделе «Критерии оценки» «Педагогическая деятельность осуществляется в образовательном учреждении, имеющем статус экспериментальной площадки» Дополнить формулировку словами «или инновационной площадки».
дополнить формулировкой: «При непредставлении сведений: минус 20 баллов».
ПОКАЗАТЕЛЬ «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В МЕЖАТТЕСТАЦИОНЫЙ ПЕРИОД» ПО ВСЕМ ДОЛЖНОСТЯМ В соответствии с пунктами 36 и 37 приказа Минобр РФ «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в которых говорится « о транслировании в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций», Дополнить данный показатель подпунктом 8.3: «Представление опыта работы на региональном (муниципальном) уровне в форме выступления на областных методических объединениях педагогических работников»
ПОКАЗАТЕЛЬ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ ВЫСОКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГА» Предлагается провести структурирование и единое оценивание данного раздела по всем педагогическим должностям: - Народный учитель (Народный артист, Заслуженный артист, Заслуженный деятель искусств) – 50 баллов; - Заслуженный учитель (Заслуженный работник культуры, Заслуженный тренер) – 30 баллов; - Почетный работник начального, среднего профессионального образования РФ, Отличник профессионального образования, Почетный работник общего образования РФ, Отличник просвещения/народного образования, отраслевые награды (нагрудные знаки), профсоюзные награды – 20 баллов; - Почетные грамоты федерального уровня – 10 баллов; - Почетные грамоты (награды) регионального (для школ искусств - муниципального) уровня – 5 баллов; - Благодарственные письма (регионального, муниципального уровней) – 3 балла
Практика работы экспертов выявила ряд позиций требующих корректировки: - в разделах «Подтверждающие документы»; - в разделах пропущен уровень мероприятия; - в разделах «Количество баллов».
Есть показатели, содержание которых отражает специфику работы только педагогических работников учреждений СПО. Показатель 1. «Результаты образовательной деятельности педагогического работника» : «Наличие экзаменационных (дипломных) работ обучающихся, имеющих внешнюю рецензию – рекомендацию по использованию в производстве, рекомендованных к публикации». «Результаты поступлений выпускников класса преподавателя в профильные учреждения по специальности» (учреждения культуры) Которые также требуют корректировки.
Одним из заявленных принципов проведения аттестации (Порядок проведения аттестации) является обеспечение объективного отношения к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Учитывая опыт анализа представляемых портфолио педагогов, в целях получения объективной оценки и отображения разносторонней профессиональной деятельности педагогического работника предлагается внести дополнительное условие по представлению портфолио: - представляемые материалы должны отражать деятельность педагогического работника не менее 2/3 от показателей по форме портфолио.
В целях систематизации материалов представляемых педагогами, предлагается разработать Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогических работников учреждений профессионального образования.
Требует коренной корректировки форма портфолио и критерии оценки его содержания для аттестации педагогических работников образовательных учреждений по должности «Методист» (приказ 462 от ). Данная структура портфолио практически не отражает все направления деятельности методистов, не дает возможности объективно оценить результаты личной работы методистов, т. к. деятельность рассматривается только через результаты работы педагогов. Ряд критериев оценки показателей завышен, по сравнению с оценкой деятельности педагогов.
В целях совершенствования процедуры аттестации педагогических работников, просим Министерство образования и науки рассмотреть предложения экспертного сообщества по корректировке форм портфолио и критериев оценки содержания по должностям «Преподаватель», «Мастер производственного обучения», «Методист».