ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ВМЗ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЗ 136 И КРАЕВОГО ЗАКОНА 16 КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
КОМПЕТЕНЦИЯ Компетенция (как категория публичного права) это правовое средство, позволяющее определить роль и место конкретного субъекта в управленческом процессе путем законодательного закрепления за ним определенного объема публичных дел. Компетенция Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций Конституцией
КОМПЕТЕНЦИЯ МСУ Решение ВМЗ Объем компетенции – перечень вопросов местного значения: Ст.14 – ВМЗ городских и сельских поселений Ст.15 – ВМЗ муниципальных районов Ст.16 – ВМЗ городских округов
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Цель: создание системы управления в стране Четко определить (и законодательно закрепить) компетенции для каждого уровня и субъекта управления (Не должно быть пересекающихся полномочий ) Достичь баланса между полномочиями и располагаемыми ресурсами (Ликвидация «необеспеченных мандатов», закрепление нормы, что орган, принявший решение, влекущее за собой увеличение расходов должен обеспечить передачу дополнительных ресурсов на уровень ее исполнения - субвенции ) Принятие 184-фз, 131-фз, 122-фз
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» (ФЗ-131) Ввел понятийный аппарат, в том числе по понятиям: Местное самоуправление Вопросы местного значения Определил компетенцию местного самоуправления – решение вопросов местного значения, отделил компетенцию МСУ от государственных полномочий (ст.19) Распределил компетенцию по видам муниципальных образований (ст.14,15,16)- не пересекающаяся: Поселения (городские и сельские) – решения вопросов обеспечения жизни населения Муниципальные районы – решение межпоселенческих задач и содействие поселениям Городские округа – ВМЗ поселений + ВМЗ районов
ПРОБЛЕМЫ С ФОРМИРОВАНИЕМ ПЕРЕЧНЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ 131 ФЗ Состав ВМЗ был слишком неоднороден: сферы деятельности, инструменты(полномочия), услуги, гарантии (обязательства) и проблемы. Установление единого перечня вопросов местного значения для всех муниципалитетов, вне зависимости от ресурсов и потребностей конкретных муниципалитетов (городские и сельские поселения). Необеспеченность ресурсами (собственными доходами местных бюджетов), слишком различна доходная база разных муниципальных образований.
ПОПРАВКИ В 131- ФЗ (101 ФЗ) Размывание ВМЗ: Дублирующие формулировки Внесение в перечень ВЗМ задач, которые никак нельзя отнести к вопросам обеспечения жизнедеятельности (противоречит понятию ВМЗ) Под влиянием лоббирования ведомств перебрасывание гос. полномочий на ресурсы местных бюджетов 136-фз : изменил принцип разграничения полномочий по видам муниципальных образований (передав полномочия сельских поселений – районам) предоставил субъектам РФ полномочие по передаче ВМЗ между сельскими поселениями и муниципальными районами
ВМЗ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ 14 ст. 131 ФЗ Городские поселения – 33 ВМЗ Сельские поселения - 13 ВМЗ Краевой закон «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения»: Сельские поселения – 12 ВМЗ