Социально-демографический портрет и особенности информационного поведения пользователя Национальной библиотеки
Портрет читателя сегодня Доминирующие признаки студенты – 73% молодежь до 25 лет – 59% женщины – 64% образование возраст пол
Читатель реальный и виртуальный
Структура читательской аудитории в динамике
«Информационное поведение пользователей библиотек Беларуси» образ действий по поиску, сбору и использованию информации, который формируется под влиянием личностных и социальных факторов, корректируется в процессе развития личности и характеризуется адаптивностью к условиям информационной среды, а также способностью к оптимизации способов достижения заданного результата.
Мотивация осознание важности умения работать с информацией, как фактора достижения жизненного успеха; развитая структура целей обращения к информации
Структура целей обращения к информации
Поиск информации умение формализировать запрос (переводить на язык поисковой системы); владение алгоритмами поиска информации, ориентация на углубленный поиск, т.е. выявление максимального количества источников, соответствующих запросу; адаптированность к различным поисковым системам
Умение формализовать запрос
Поиск по ключевым словам
Потребность в помощи
Адаптация к ЭК
Сбор и использование информации комплексное использование различных каналов доступа к информации и информационных ресурсов; отсутствие информационных барьеров; стремление к аналитической переработке исходной информации и формулированию собственной точки зрения/подготовке оригинальной работы; активное использование результатов работы с информацией в последующей деятельности
Факторы, влияющие на выбор каналов информации
Библиотека как приоритетный канал
Неудовлетворенность библиотечными услугами А – отсутствие доступа к полным текстам через сайт Б – отсутствие единой доступа к совокупным ИР библиотек В – платность услуг Г – невозможность ориентироваться в ИР без библиотекаря
Язык источника как информационный барьер
Рефлексия отсутствие противоречий между характером сложностей, возникающих в процессе информационной деятельности и оценкой уровня собственных компетенций; осознанное стремление развивать навыки и умения информационной деятельности; умение соотносить объективную необходимость в развитии определенных навыков и умений и субъективные приоритеты в их выборе.
Удовлетворенность уровнем информационных навыков
Потребность в развитии навыков
Приоритеты в развитии навыков
Опыт обучения
Удовлетворенность обучением
Осведомленность о возможности обучения
Выводы 1. нет коренных отличий между пользователем национальной библиотеки и пользователями других библиотек; 2. библиотека является приоритетным каналом получения информации в учебной и научно- исследовательской деятельности, но опережает интернет не на много; 3. возможность получения информации не выходя из дома является решающим фактором выбора канала для всех категорий пользователей, в первую очередь – пользователей национальной библиотеки;
Выводы 4. основными проблемами информационной деятельности пользователей является отсутствие умений формализации запроса, анализа, синтеза и преобразования информации; 5. библиотеки не уделяют достаточного внимания развитию навыков самостоятельного разыскания информации и формированию информационной культуры пользователей в целом; 6. более активному использованию библиотечных услуг в различных режимах может способствовать только ориентация на сервисные возможности, близкие в функционалу Интернет.
Спасибо за внимание!