Системный подход к построению партнерских взаимоотношений между предприятием, учебным заведением и практикантом Автор: Гуторов Александр Петрович Ключевые слова : социальный партнер, работодатель, рынок труда, рынок образовательных услуг, рыночное пространство, система сотрудничества, договор о сотрудничестве, технология взаимодействия, оценка рынка труда, организационные структуры социального партнерства,
Качественное профессиональное образование и социальное партнерство Рынок - это сложная система взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг. Рыночное пространство учебного заведения определяется рынком образовательных услуг и рынком труда.
Субъекты рыночного пространства образовательной сферы - конкретные потребители образовательных услуг, т. е. обучаемые, лично ориентированные на определенный вид будущей деятельности, обеспечивающей им собственную конкурентоспособность, ; - образовательные учреждения, заинтересованные в устойчивости и долгосрочной стабильности, что связано с обеспечением конкурентоспособности образовательного учреждения за счет качества образования; - работодатели, заинтересованные в специалистах определенного профиля подготовки, - другие субъекты, влияющие на развитие взаимоотношений основных субъектов рынка - это: - работники образовательных учреждений (производители образовательных услуг) - педагоги, мотивированные или немотивированные на эффективное использование своего творческого и интеллектуального потенциала; - государство и региональные органы управления образованием, создающие условия для развития системы образования в регионе или федеральном субъекте в соответствии с потребностями для его развития и общества в целом; - другие контактные группы - социальные партнеры
Задачи образовательного учреждения по анализу рынка труда - оценка спроса на профессии, по которым осуществляется подготовка (рейтинг специальностей); - выявление новых перспективных профессий, пользующихся спросом на рынке труда и связанных с развитием региона; - определение емкости рынка по профессиям; - установление видов деятельности, перечня навыков, необходимых работнику конкретной профессии; - определение квалификационных требований к работнику конкретной профессии со стороны работодателя.
Формирование системы социального партнерства Первый этап: - мотивированность всего коллектива учебного заведения на необходимость выполнения работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.
Второй этап - налаживание устойчивых связей с социальными партнерами. Формируются элементы системы социального партнерства: -подготавливаются договоры о сотрудничестве; - отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров; -определяются формы социального партнерства; -формируется база социальных партнеров учебного заведения; -анализируется рынок труда.
Участники оценки рынка труда - работодатели - типичные представители предприятий отрасли (для выявления и описания перечня требующихся умений и навыков, качеств личности, которыми должен обладать специалист); - работодатели - работники предприятия, на которых проходят практику студенты (для оценки соответствия получаемых в учреждении знаний и навыков конкретным требованиям работодателей); - студенты-практиканты (для выявления уровня подготовленности обучающихся к выполнению трудовых функций (их самооценка), определению пробелов в их знаниях); - выпускники образовательных учреждений (для уточнения качества профессиональной подготовки, его соответствия требованиям рынка труда); - преподаватели (для дополнительной оценки уровня подготовки специалистов).
Третий этап На третьем этапе объединяются в систему отдельные элементы социального партнерства. Формируются организационные структуры социального партнерства: -постоянно действующие Советы; -подразделения, объединяющие всех участников этого процесса, регулирующие отношения между ними; -формируются технологии социального партнерства на уровне учебного заведения.
Цель анализа рынка труда Комплексная оценка соответствия количественных и качественных показателей выпускаемых специалистов требованиям, предъявляемым работодателями. Учет этих требований выражается в: - корректировке планов приема и выпуска специалистов; - корректировке спектра предоставляемых основных и дополнительных образовательных услуг; - внесении изменений в учебные планы и программы,; -разработку авторских программ и т.д.
Основные направления развития социального партнерства в системе СПО 1. Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования 2. Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является: -привлечение работодателей к разработке и рецензированию учебно-программной документации по подготовке специалистов, направленное на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам среднего звена, предъявляемых со стороны работодателей; - -обеспечение практического обучения студентов, особенно по техническим специальностям, с использованием современного оборудования и технологий, что выражается в: - расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности средних специальных учебных заведений; - обеспечение контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников; -заключение и реализация договоров о подготовке специалистов; -привлечение к преподаванию в средних специальных учебных заведениях специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства -оказание помощи в трудоустройстве выпускников и т.д. -стажировка мастеров п/о и преподавателей спец.дисциплин на предприятиях.
Оценка результативности и эффективности работы учебного заведения с социальными партнерами Индикаторами результативности и эффективности работы учебного заведения в области социального партнерства служат следующие показатели: - востребованность выпускников на рынке труда; - востребованность учебного заведения на рынке образовательных услуг; - прирост внебюджетного финансирования за счет реализации различных видов образовательных услуг; - реализация учебным заведением разнообразных форм сотрудничества с социальными партнерами.
Социальное партнерство СОГБОУ СПО «Рославльский техникум промышленности и сферы обслуживания при подготовке квалифицированных рабочих по профессии СПО Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы) Основными социальными партнерами техникума являются: ООО «Смоленский автоагрегатный завод» Рославльский филиал ОАО»Рославльский вагоноремонтный завод»
Формы взаимодействия с социальными партнёрами - предоставление рабочих мест обучающимся с учетом учебных планов и программ с изучением новых технологических процессов; -заключение договоров с практикантами на прохождение производственной практики; -рецензирование письменных экзаменационных работ; -оформление и утверждение документации по производственной практике ( производственные характеристики по профессии, аттестация по практике); -участие в Государственной итоговой аттестации выпускников; -оказание спонсорской помощи в обучении специалистов; -организация прохождения стажировки инженерно- педагогических работников техникума; -оказание помощи в трудоустройстве выпускников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!