Публичный отчет о деятельности ГБОУ гимназии 631 в режиме РОЭП системы образования Приморского района Жебровская О.О., к.п.н., научный руководитель гимназии,
Тема «Развитие кадрового потенциала профессиональной среды гимназии в условиях работы с технологиями оценки качества образования» 2
Глоссарий Кадровый потенциал - общая (количественная и качественная) характеристика кадров как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на них функций и достижением целей перспективного развития гимназии; это имеющиеся и потенциальные возможности педагогических работников, как целостной системы (педагогического коллектива), которые используются и могут быть использованы в определённый момент времени. Профессиональная среда - область профессиональной педагогической деятельности педагогических работников гимназии как образовательной организации, реализующей образовательные услуги на более высоком качественном уровне (с учетом совокупности предметных и социальных условий труда). 3
Глоссарий Качество образования – это качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие: качество образовательной программы; качество организации образовательного процесса; качество управления; качество педагогических кадров; качество ресурсов; качество воспитания; качество здоровья; качество взаимодействия; качество обучающихся; качество результатов образования. Технологии оценки качества образования – ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся. 4
Проблема и гипотеза Проблема: отсутствие подходов к развитию кадрового потенциала профессиональной среды ОО (образовательной организации) при работе с современными образовательными технологиями и технологиями оценки качества образования; Гипотеза: проектирование и реализации системы развития кадрового потенциала профессиональной среды ОО на основе модели Центра оценки качества образования (ЦОКО) ОО позволит повысить эффективность технологий оценки качества образования и положительно повлияет на качество образования в ОО. 5
Новизна Научная новизна: Разработка управленческойй-методической модели, способствующей развитию кадрового потенциала профессиональной среды ОО при работе с современными образовательными технологиями и технологиями оценки качества образования; проектирование и разработка модели Центра оценки качества образования (ЦОКО) на базе гимназии. Практическая новизна: разработка методических и управленческих подходов к работе с педагогическими кадрами при работе с современными образовательными технологиями и технологиями оценки качества образования. 6
Цели: Проектирование и внедрение модели управления качеством образования в гимназии на основе сетевого взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения, а так же взаимодействия гимназии с другими образовательными учреждениями, с научно- методическими учреждениями района, города, высшими учебными заведениями. Задачи: 1. Изучение кадрового потенциала профессиональной среды гимназии 2. Разработка инновационных подходов к развитию кадрового потенциала профессиональной среды гимназии 3. Проектирование и создание Центра оценки качества образования (ЦОКО) на базе гимназии 4. Проектирование и реализация эффективной модели повышения квалификации педагогических кадров 5. Разработка системы мониторинга и диагностики качества образования. 6. Разработка и реализация модели научно-методического и психолого- андрагогического сопровождения педагогических кадров 7. Проведение исследования. 7
Методы Изучение кадрового потенциала: описание, анкетирование, классификация и ранжирование, социометрическая процедура, методика «360 градусов», проективные интервью, тесты (тест Мильмана, Бортко, Рокича, личностные опросники) метод оценки на основе «решающих ситуаций», кейс-метод, деловые игры, в т.ч. педсоветы в форме деловых игр, проектирование. Для оценки профессиональной среды использовалась методика В.А. Ясвина (Ясвин,В.А.,Экспертиза школьной образовательной среды, Серия: Библиотека журнала «Директор школы», Издательство: Сентябрь, 2000 г.). 8
Сетевое взаимодействие Организации-партнеры Взаимодействие и координация планов Научная среда Головной центр мониторинга и сертификации Отраслевой системы СПбГУ ИТМО научно-методическое сопровождение и создание условий для реализации кадрового потенциала, исследовательская деятельность, участие в семинарах и конференциях, повышение квалификации, создание условий для повышения публикационной активности педагогических работников. ИМЦ Приморского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кафедра педагогики и андрагогики научно-методическое сопровождение и создание условий для реализации кадрового потенциала, исследовательская деятельность, участие в семинарах и конференциях, повышение квалификации, экспертная деятельность. СПбГУ, кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития. научно-методическое сопровождение и создание условий для реализации кадрового потенциала, исследовательская деятельность, в т.ч магистрантов и аспирантов. участие в семинарах и конференциях, публикации. 9
Сетевое взаимодействие Организации-партнеры Взаимодействие и координация планов Образовательная среда Лицей 373 (Экономический лицей) Московского района с изучением экономики и информатики Сотрудничество в области моделирования центра оценки качества образования и автоматизации системы управления качеством, исследований в области качества образования, проведения конференций и семинаров, системы повышения квалификации, публикаций. Школа с углубленным изучением русского, английского и французского языков 371 Московского района Гимназия 446 Колпинского района с углубленным изучением ряда предметов Школа 323 Невского района – социокультурный центр. 10
Сетевое взаимодействие Организации-партнеры Взаимодействие и координация планов Научная среда РЦОКОиИТ Сотрудничество в области моделирования центра оценки качества образования Учебный центр «Интеллект» (Эстония) участие в семинарах и конференциях, повышение квалификации, создание условий для повышения публикационной активности педагогических работников. Образовательный центр «Экстернат РФ» участие в семинарах и конференциях, вебинарах, повышение квалификации, создание сайтов педагогических работников, реализация модели коворкинга экспертная деятельность. ИМЦ Невского района Санкт- Петербурга научно-методическое сопровождение и создание условий для реализации кадрового потенциала, исследовательская деятельность, в т.ч магистрантов и аспирантов. участие в семинарах и конференциях, публикации. Педагогические колледжи 4 и 8 исследовательская деятельность, студентов, участие в семинарах и конференциях, публикации. 11
Результаты ОЭР 1. Инновационный образовательный продукт в форме описания эффективной модели Центра оценки качества образования на базе гимназии (методические рекомендации, пособие для администрации школ, учителей), включающий: описание управленческойй-методической модели Центра оценки качества образования; описание модели развития кадрового потенциала профессиональной среды гимназии в условиях технологий оценки качества образования монографию по развитию кадрового потенциала профессиональной среды образовательного учреждения на основе сетевого взаимодействия, включающая систему мониторинга, результаты социологических исследований, модель научно- методического сопровождения деятельности ОУ (рукопись, готовится к изданию). программы повышения квалификации и рекомендации по ее реализации. сборники материалов по итогам семинаров, конференций и вебинаров. 2. Материалы социально-педагогических исследований по направлению «технологии оценки качества образования» на основе мониторинга и диагностических исследований, в т.ч. магистерские и диссертационные (магистерская диссертация, ВКР по программе ПВШ, включен раздел в диссертационное исследование). 3. Модель информационного пространства проблем оценки качества образования в Санкт-Петербурге и России (на основе обзора ресурсов всех сайтов ЦОКО). 12
Мониторинг, диагностика, новации и инновации Педагогические кадры: обучение, деятельность, результат Участники образовательного процесса Сетевое взаимодействие и диссеминация опыта Система электронного делопроизводства и СААД* СААД* - система автоматизации административной деятельности Центр управления качеством образования 13
Основные мероприятия 1. Конференция «Технологии формирования и оценки качества образования» Выступление на районном семинаре «Подведение итогов реализации первого этапа проекта «Создание районного центра управления качеством образования» в СПб НИУ ИТМО г. 3. Городская конференция «Создание школьной модели оценки качества образования» г. 4. Районный семинар «Развитие кадрового потенциала профессиональной среды ОУ работе с современными образовательными технологиями и технологиями оценки качества образования» Городская научно-практическая конференция «Технологии формирования и оценки качества образования» г. 6. Международная научно-практическая конференция «Воспитать Человека…» Семинар «Создание районной системы управления качеством образования» г. 8. Городская научно-практическая конференция «Автоматизированная система индивидуального обучения» Семинар «Технология тестирования в режиме сетевого эксперимента» Научно-методический семинар «Разработка автоматизированной системы оценки контроля результатов обучения школьников»
Основные мероприятия: Постоянно действующий семинар «Проблемы формализованных и неформальных процедур оценки качества образования». 17 сентября «Использование средств информатизации для создания и реализации рабочих программ по учебным предметам, оценки качества образования (комплекс «Соната-ПРО» и программа PREZI)». 15 октября «Международные сравнительные исследования качества образования» 12 ноября «Международные исследования качества образования. Математическая и естественнонаучная грамотность. Проблемы самооценки и самоанализа в системе учебной деятельности обучающихся как надпредметных результатов обучения». 11 декабря «Неформальные процедуры оценки качества образования: портфолио, олимпиадная и конкурсная деятельность, формирующее оценивание и др.» 15
Научные публикации и тезисы Труды Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2011». – СПб: СПб ГУИТМО, том – С Материалы городского обучающего семинара «Создание школьной модели оценки качества образования». – СПб: Гимназия 631, Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – – 6 (76). – С Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур – – 4 (13). – С Материалы городской научно-практической конференции «Технологии формирования и оценки качества образования». – СПб: Гимназия 631, ИМЦ Приморского района Материалы городской научно-практической конференции «Технологии формирования и оценки качества образования». – СПб: Гимназия 631, ИМЦ Приморского района Материалы городской научно-практической конференции «Технологии формирования и оценки качества образования». – СПб: Фалконт-Принт Труды III научно-методической конференции «Школа-вуз-предприятие». – СПб: БГТУ «Военмех»
Методические материалы Дистанционное и виртуальное обучение. – – 2. – С Кластерный подход в образовании. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Гимназия 631, Уроки иностранных языков на основе требований ФГОС нового поколения Учебно-методическое пособие. – СПб.: Гимназия 631, Научно-методическое пособие «Петербургские школы-лаборатории: творческий поиск». – СПб., СПб АППО, – С «Письма в Эмиссия Оффлайн» (электронный журнал). – – 3 – С Материалы научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие в условиях открытой школы» – СПб.: Школа 328, С. Научное издание «Инновации в образовании». – Выпуск 4. – СПб,, СПБ АППО, – С. 7-9 Научно-методическое пособие «Петербургские школы лаборатории: творческий поиск». – СПб., СПб АППО, – С. 7 – 16 Публикации 2013 – 2014 гг. 17
1. Разработка системы управления на основе модели Центра оценки качества образования. 2. Значительное повышение качества педагогических кадров. 3. Определение проблем педагогических работников и способов решения этих проблем на основе создания условий для развития кадрового потенциала (диагностика, повышение квалификации, научно-методическое сопровождение, коворкинг и т.д.). 4. Огромное количество продуктов педагогической деятельности, возможностей для партнерства и кросс-инновационной деятельности. 5. Высокий уровень качества образования в гимназии, улучшение имиджевых характеристик, повышение конкурентоспособности. Результаты и социальные эффекты 18
19
1. Пакет диагностических материалов. 2. Методические пособия. 3.ВКР, магистерские диссертации и монография (в печати). 4. Модель Центра оценки качества образования. 5. Система повышения квалификации и научно-методического сопровождения выявления, развития и реализации кадрового потенциала. 6. Система взаимодействия с научными, образовательными, социальными партнерами на кластерной основе. 7. Инновационные образовательные продукты. Практическая значимость и возможность использования продуктов ОЭР 20
Спасибо за внимание! 21