Введение в когнитивный анализ данных Лекция 2.1 д.т.н. Загоруйко Николай Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LM позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Использование компьютера для исследования информационных моделей различных.
Advertisements

Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Компьютерная лингвистика как наука. 1. Определения компьютерной лингвистики 2. Компьютерная лингвистика и искусственный интеллект 3. Разделы компьютерной.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Учитель английского языка Сидельникова Надежда Валентиновна.
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
Литература 1. Андрейчиков А.В, Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, – 424 с. 2. Гаврилова.
«Исследование в 6-7 классах и презентация учащимися его результатов результатов» Разработала: методист МБОУ «СОШ 27» Ткач С.Э.
В рамках этого направления разрабатываются специальные языки для решения интеллектуальных задач, в которых традиционно упор делается на преобладание логической.
Искусственный интеллект Проблема создания человеческого разума.
Список вопросов к семинарам по проекту в 8 а классе 1.Что такое мышление? 2.Зачем человеку мыслить? 3.Чем отличается мыслить и думать? 4.Нужно ли ы школе.
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Содержание Введение 1. НАУКА КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 3. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
МАСТЕР – КЛАСС Алгоритм написания исследовательской работы.
Я познаю мир. Авторы проекта: Лунькова И.А. Карпова А.С. Поляков Н.Н. Презентация учителя.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сарычева Т.С., к.пс.н., руководитель психологической лаборатории ГЛ.
Транксрипт:

Введение в когнитивный анализ данных Лекция 2.1 д.т.н. Загоруйко Николай Григорьевич

. В разработке описываемых методов кроме авторов курса активное участие принимали: Кутненко О.A., Дюбанов В.В., Леванов Д.А., Татарников В.B. Aвторы выражают им глубокую благодарность. Загоруйко Н.Г., Борисова И.А 2

Цель Слушатели данного курса узнают еще одну точку зрения на то, как человек получает и накапливает данные наблюдений, как он их систематизирует, как от данных переходит к знаниям и как использует знания для предсказания будущих событий. 3

Отличительные особенности Лекции рассчитаны на широкий круг слушателей, которые изучают, разрабатывают или используют алгоритмы анализа данных. Классические методы прикладной статистики и анализа данных рассматриваться не будут. На эту тему имеется много хороших учебников и монографий. Изучение анализа данных можно начать с прослушивания лекций Воронцова К.В. Мы будем рассматривать направление в анализе данных, использующее функцию конкурентного сходства (FRiS-функцию). Построенные на этой основе алгоритмы могут служить дополнением к алгоритмам, представленным в литературе и в таких системах, как MATLAB, Statistica, RapidMiner и других. 4

Экскурс в историю Коротко об истории Искусственного интеллекта. Широкие исследования этой проблемы начались в 60-х годах прошлого века. В 1969 году в Вашингтоне проходила Первая Объединенная Международная Конференция по Искусственному Интеллекту (IJCAI). Главный вопрос, который обсуждался на этой конференции, - что такое Искусственный интеллект? Какую систему можно называть интеллектуальной? Для оценки интеллекта предлагали использовать тест Тьюринга: эксперт задает вопросы двум системам, одна из которых есть человек, а вторая - машина. Если, эксперт за заданное время не сможет угадать, какая система человек, а какая машина, то считается, что эта машина обладает интеллектом. 5

Определение Д. Мики Более конструктивным можно считать определение ИИ, данное Д. Мики. Он считает, что интеллектуальная система должна: - строить модель проблемной ситуации; - создавать план действий с использованием этой модели; - уметь изменять план, если встречаются новые ситуации; - использовать опыт удач и неудач для улучшения модели. 6

Декатлон В 1972 году на Международном семинаре в Шотландии по робототехнике был разработан перечень из 10 задач, решение которых позволяло бы называть систему интеллектуальной. Шахматные программы; Машинное творчество в области музыки, живописи и поэзии; Машины, выдерживающие тест Тьюринга; Машинное доказательство теорем; Программа индуктивного вывода; Автоматическое реферирование; Автоматический перевод; Распознавание и синтез речи; Автоматическое вождение автомобилей; Роботы сборщики машин, роботы планетоходы. 7

Определение Интеллект – способность делать правильные предсказания Разум: Мудрость цель задача Интеллект план алгоритм Воля дело программа 8

Процесс познания 9 * * * * * * * * * * h0 h1=h0 Протокол X Y X Y

Процесс познания 10 * * * * * * * * * * h0 h1>h0 Протокол 1 X Y X Y * * * h2>h1 Y X Протокол 2 H max Y Y=f(X)

Эмпирическая гипотеза Эмпирическая гипотеза h - утверждение, которое говорит о том, что мы изучаем (W), чем измеряем свойства (О), как записываются результаты (V) и какие результаты, как нам кажется, не встретятся в будущих протоколах (Т): h=

Фальсификация гипотез Гипотезу нельзя доказать, но можно опровергнуть. Что делать, если эксперимент опровергает гипотезу? Во-первых нужно убедиться, что в ходе эксперимента не было ошибок. Если их не было, то приходится согласиться с тем, что гипотеза не верна, и нужно формулировать другую гипотезу, которая включала бы в число допустимых протоколов и тот протокол, который опроверг прежнюю гипотезу. 12

Характеристики гипотез Потенциальная опровержимость Q Степень подверженности (Р). Степень объясненности (R). Форма, в которой представлена гипотеза: -простота (S). изящество или красота формулировки (B). Т.е. мы имеем дело всегда с объектом Z =. Этот объект Z, т.е. гипотезу с ее характеристиками, мы и называем эмпирической закономерностью. 13

Схема усиления гипотез 14