«Природные источники углеводородов» Федченко Татьяна Растямовна Учитель химии МОУ СОШ с Семеновка Федоровский район 2008 Федченко Татьяна Растямовна Учитель химии МОУ СОШ с Семеновка Федоровский район 2008 Модель урока по химии на тему:
Природные источники углеводородов Природный газ Каменный уголь Нефть Парафины Циклопарафины Бензол и его гомологи Бензол и его гомологи
Применение продуктов, полученных в процессе крекинга нефти. Пропилен и другие непредельные углеводороды Этан Горючее для двигателей внутреннего сгорания Растворители Глицерин Взрывчатые вещества Антифризы Лекарственные мази Парфюмерные изделия Этандиол Этанол Волокна лавсана Растворители Бутадиен Бутадиеновый каучук Бутадиенстирольный каучук
Состав природных и попутных газов Состав природный газа CH 4 - метан80 – 90% C 2 H 6 - этан0,5 – 4,0% C 3 H 8 - пропан0,2 – 1,5% C 4 H 10 - бутан 0,1 – 1,0% C 5 H 12 - пентан0 – 1,0% N 2 и другие газы2 – 13% Попутные газы Газовый бензин Смесь пентана, гексана и других углеводородов Пропан -бутановая фракция Смесь пропана и бутана Сухой газСходен по составу с природным газом
ФРАКЦИИ НЕФТИ (ДИССТИЛЯТЫ) Бензин Лигроин Керосин Газойль Мазут Название дисстилятаТемпература кипения Бензин С 0 Лигроин150 – 250 С 0 Керосин 180 – 300 С 0 Газойль>275С 0 Мазут Применение Горючее для автомашин и самолетов. Горючее для тракторов. Горючее для тракторов, реактивных самолетов и ракет. Горючее для дизелей. Смазочные масла
10 класс. Цель: Обеспечить усвоение знаний учащимися о природных источниках углеводородов; о природном и попутном нефтяными газами, нефти, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и ректификации нефти, коксовании каменного угля. Задачи: 1. Познакомить учащихся с природными источниками углеводородов и их свойствами; со способами переработки нефти; с процессом коксования угля. 2. Развитие представлений о химической переработке нефти и коксовании угля. 3. Воспитание экологического подхода для решения проблем, связанных с использованием углеводородов. Тип урока: Урок формирования знаний. Вид урока: Деловая игра. Методические приемы: частично – поисковые, словесно – логические. Учебник: Габриелян О. С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. (автор Габриелян О. С.) Литература для учителя: Журнал «Химия в школе» 5/94; «Химия» Курс для средней школы. Под ред. И. Н. Лаврова. Москва Издательство «Мир» 1972; Н.Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков «Химия».Для школьников и поступающих в ВУЗы». Москва «Дрофа». Литература для учащихся: Учебник «Химия 10 класс»Габриелян О. С.; «Введение в ландшафтную экологию» Н. А. Чумаченко.
Основные процессы переработки нефти Ректификация (физический процесс) Способ разделения смеси с различными температурами кипения. Крекинг (химический процесс) Способ основанный на расщеплении больших молекул углеводородов нефти и ее фракций нагреванием до 500 С 0 с целью получения низкокипящих углеводородов. Термический крекинг (при высокой температуре) Каталитический ( в присутствии катализатора) Крекинг высокого давления Крекинг восстановительный Термический крекинг (при высокой температуре) Каталитический ( в присутствии катализатора) Крекинг высокого давления Крекинг восстановительный
Основные продукты коксования. Коксовый газ(Н 2,СН 4,СО, СО 2,NH 3, N 2 ) Каменноугольная смола (бензол и его гомологи, фенол, ароматические спирты, нафталин и т. д.) Аммиачная вода: (фенол, NH 3,H 2 S) Кокс (чистый углерод). Коксовый газ(Н 2,СН 4,СО, СО 2,NH 3, N 2 ) Каменноугольная смола (бензол и его гомологи, фенол, ароматические спирты, нафталин и т. д.) Аммиачная вода: (фенол, NH 3,H 2 S) Кокс (чистый углерод).