Арсеньева Елена Александровна
1. Теоретические основы проблемного обучения. 2. Способы постановки проблемных ситуаций. 3. Система методов проблемного обучения 4. Структура проблемного урока.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Проблема задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения проблемная ситуация в обучении состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения Джон Дьюи (1859–1952)
Учащиеся не знают способа решения задачи и не могут ответить на проблемный вопрос. Учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями, которых не хватает для решения данной задачи. У учащихся возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью. У учащихся возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретических знаний.
Система общих методов Объяснительно иллюстративный; Репродуктивный ; Проблемное изложение; Частично- поисковый; Исследовательский метод. Система бинарных методов информационно- репродуктивный, информационно- эвристический методы учения как слушание чтения учебника упражнения и так далее. По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру
монологическийрассуждающийдиалогическийэвристическийисследовательскийметод программированных заданий
Методы преподавания а) сообщающий б) объяснительный в) инструктивный г) объяснительно- побуждающий д) побуждающий Методы учения а) исполнительный б) репродуктивный в) практический г) частично- поисковый д) поисковый
Структурные элементы проблемного занятия:
возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснования гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.
Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе Методическое пособие по спецкурсу Л Махмутов М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М. Педагогика Омарова А.А. СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – – 1 – С