НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Министерство образования Московской области ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления Солдатов В.Ф., начальник Центра качества образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (вступил в силу ) ФГОС начального общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. 1241, от 22 сентября 2011 г ФГОС основного общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г ФГОС среднего (полного) общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. 413.
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» 1992 Г. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами...
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» 1992 Г. Компетенция РФ: установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов Компетенция субъектов РФ: установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов Компетенция образовательного учреждения: разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» 1992 Г. Статья 9. Образовательные программы 6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
ГОС 2004 Примерная основная образовательная программа Образовательная программа школы на основе На практике ГОС 2004 Примерные программы по предметам БУП 2004 Рабочие программы по предметам По закону «Об образовании»
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Образовательные программы определяют содержание образования. Основные общеобразовательные программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.13, п. 10)
ФГОС Примерная основная образовательная программа Образовательная программа школы на основе в соответствии ФЗ-273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Стандарт становится документом прямого действия с учётом
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) Целевой раздел пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный раздел программа формирования УУД; программы отдельных учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Организационный раздел учебный план; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта; кадровое, учебно-методическое психолого-педагогическое, информационное, материально-техническое финансовое обеспечение.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеурочной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение, психолого-педагогические условия) …
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ООП: часть, формируемая участниками образовательного процесса передает специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Требования к результатам освоения ООП Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные в т.ч. умения в использования ИКТ в учебно-исследовательской деятельности, проектной деятельности (ООО) Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области; система основополагающих элементов научного знания
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Целевой раздел ООП Пояснительная записка содержит : цели и задачи, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО (ООО) к результатам образования и региональным (муниципальным) особенностям принципы и подходы к формированию ООП, ее общую характеристику, состав участников образовательного процесса ОУ общие подходы к организации внеурочной деятельности
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Целевой раздел ООП Планируемые результаты личностные метапредметные предметные С учетом блоков «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться»
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Целевой раздел ООП Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает: описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия применения системы оценки; комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП) оценку динамики учебных достижений обучающихся оценку эффективности деятельности ОУ;
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Содержательный раздел ООП Программа формирования универсальных учебных действий, согласно ФГОС, содержит: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся; связь УУД с содержанием учебных предметов; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Содержательный раздел Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1)пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2)общую характеристику учебного предмета, курса; 3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5)содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7)описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8)планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Содержательный раздел Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся; методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОС 2004 Содержательный раздел Программа коррекционной работы цели и задачи программы, направления работы; перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики; планируемые результаты коррекционной работы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОС 2004 Организационный раздел Учебный план Согласно ФГОС, учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОС 2004 Организационный раздел План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (НОО): -спортивно-оздоровительное -духовно-нравственное -социальное -общеинтеллектуальное -общекультурное в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОС 2004 Государственный стандарт общего образования (2004) – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). До введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения педагогическим коллективам следует руководствоваться требованиями нормативных актов, определяющих обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОС 2004 Возможно использовать структуру основной образовательной программы, определенную ФГОС: Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел Жестких требований к содержанию этих разделов не установлено, можно рекомендовать следующее: Целевой раздел пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ООП; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Содержательный раздел программы отдельных учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; … Организационный раздел учебный план; календарный учебный график; …
Министерство образования Московской области ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Издательский центр «Вентана-Граф» Спасибо за внимание! +7 (499) Солдатов В.Ф., начальник Центра качества образования АСОУ