Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Систематика ЗПР. 1. Сухарева Г.Е. в основу систематики ЗПР заложила этиопатогенетический принцип. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ 131.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
О собенности обучения и воспитания Принципы коррекции.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика.
Транксрипт:

Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально- волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия

История изучения детей с отставанием в развитии Французский психиатр Жан Эскироль в 1838 г. выделил тяжелую форму умственной отсталости, Жан Итар доказал возможность обучения умственно отсталых детей; Создание психологических тестов Бине-Симона, впоследствии тестов Бине-Термен, Станфорд-Бине; В СССР в 20-е годы прошлого столетия применяли тестирование для отбора детей с отклонениями в развитии; В гг. 20 века изучение детей с ЗПР возобновилось: работы А.Р.Лурии, Э.Г.Симерницкой (нейропсихологический подход); В настоящее время известны работы по данной тематике М.С.Певзнера, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского и т.д.

Типология Варианты ЗПР у детей (Лебединская К.С.): конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально-органического генеза. Основные формы ЗПР (М.С. Певзнер и Т.А. Власова) : обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка.

Типология ЗПР (Певзнер М.С.): психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции

Формы интеллектуальных нарушений у детей с ЗПР (Е.Г.Сухарева): интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения; интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленные соматическими заболеваниями; нарушения при различных формах инфантилизма; вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с нарушениями слуха, зрения, дефектами речи и т.д.; функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекции и травм ЦНС.

Причины возникновения органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.)

Особенности детей с ЗПРОсобенности детей с УО Относительная обратимость симптоматики (при коррекционных мероприятиях возрастает вероятность улучшений) Нарушения развития сопутствуют в течение всей жизни Задержка развития наиболее молодых отделов ЦНС Диффузное поражение коры полушарий головного мозга Большая сила, подвижность процессов в ЦНС Имеется разрыв между сигнальными системами Возможно физическое недоразвитие (выглядят как дети более младшего возраста) Диспластичность в физическом развитии (особенно в форме черепа) Моторика в целом достигает достаточного уровня развития Недоразвита моторика в целом Может не отмечаться серьезных нарушений в речевой функции Более сложные нарушения речи Игровая деятельность сохранна Недоразвитие в том числе игровой деятельности

Коморбидность синдром психического инфантилизма; дисфункция вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром); энцефалопатические расстройства (неврозоподобный синдром, эпилептиформный синдром, астенический синдром, психопатоподобный синдром и другие); нарушение речевой функции; недостаточность тонкой моторики рук

Особенности психических процессов у детей с ЗПР Особенности восприятия у детей с ЗПР: сравнительно низкий уровень развития восприятия (его неполноценность, не поставляет достаточно информации); трудности в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, а также в контурных и схематичных изображениях; страдают скорость переработки и объем воспринимаемого материала; затруднены вычленение фигуры из фона, отдельных элементов из объектов

Особенности психических процессов у детей с ЗПР Особенности внимания детей с ЗПР: низкая концентрация внимания, быстрая отвлекаемость, быстрая истощаемость и утомляемость; низкий уровень устойчивости внимания; узкий объем внимания; более сильно нарушено произвольное внимание

Особенности памяти: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, опосредованное запоминание сильно страдает; нарушение механической памяти

Особенности мышления: несформированность познавательной (поисковой) мотивации; отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач; низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы; стереотипность мышления, его шаблонность; недостаточный уровень развития процессов обобщения, абстрагирования, мышления по аналогии

Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР недостаточно развита эмоциональная компетентность (распознавание эмоций); эмоциональная неустойчивость, трудности в социальных контактах; эмоциональные проявления, свойственные более раннему возрасту; ориентация на неуспех, часто неадекватная реакция на успех; экстрапунитивная реакция на неудачи преобладает над интропунитивной

Особенности личностного развития возможно снижение потребности в общении со сверстниками; тревожность во взаимодействии со взрослыми, от которых зависит ребенок; нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, зачастую проявления агрессии, протестного поведения; несформированность игровой деятельности (бытовой характер игры)

Направления коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР коррекция познавательного развития детей, коррекция эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности

Наименование блока Содержание блока Психокоррекцион ные задачи Формы ЗПР Мотивационный блок Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов, обратить внимание на тип семейного воспитания. Психофизиологически й инфантилизм Психогенные формы ЗПР Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Соматогенные формы ЗПР Органический инфантилизм Блок контроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы Обучить контролю по результатам, по способу деятельности, контролю в процессе деятельности. Церебрально- органического генеза, С оматогенного и психогенного