Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально- волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия
История изучения детей с отставанием в развитии Французский психиатр Жан Эскироль в 1838 г. выделил тяжелую форму умственной отсталости, Жан Итар доказал возможность обучения умственно отсталых детей; Создание психологических тестов Бине-Симона, впоследствии тестов Бине-Термен, Станфорд-Бине; В СССР в 20-е годы прошлого столетия применяли тестирование для отбора детей с отклонениями в развитии; В гг. 20 века изучение детей с ЗПР возобновилось: работы А.Р.Лурии, Э.Г.Симерницкой (нейропсихологический подход); В настоящее время известны работы по данной тематике М.С.Певзнера, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского и т.д.
Типология Варианты ЗПР у детей (Лебединская К.С.): конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально-органического генеза. Основные формы ЗПР (М.С. Певзнер и Т.А. Власова) : обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка.
Типология ЗПР (Певзнер М.С.): психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями; психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции
Формы интеллектуальных нарушений у детей с ЗПР (Е.Г.Сухарева): интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения; интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленные соматическими заболеваниями; нарушения при различных формах инфантилизма; вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с нарушениями слуха, зрения, дефектами речи и т.д.; функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекции и травм ЦНС.
Причины возникновения органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.)
Особенности детей с ЗПРОсобенности детей с УО Относительная обратимость симптоматики (при коррекционных мероприятиях возрастает вероятность улучшений) Нарушения развития сопутствуют в течение всей жизни Задержка развития наиболее молодых отделов ЦНС Диффузное поражение коры полушарий головного мозга Большая сила, подвижность процессов в ЦНС Имеется разрыв между сигнальными системами Возможно физическое недоразвитие (выглядят как дети более младшего возраста) Диспластичность в физическом развитии (особенно в форме черепа) Моторика в целом достигает достаточного уровня развития Недоразвита моторика в целом Может не отмечаться серьезных нарушений в речевой функции Более сложные нарушения речи Игровая деятельность сохранна Недоразвитие в том числе игровой деятельности
Коморбидность синдром психического инфантилизма; дисфункция вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром); энцефалопатические расстройства (неврозоподобный синдром, эпилептиформный синдром, астенический синдром, психопатоподобный синдром и другие); нарушение речевой функции; недостаточность тонкой моторики рук
Особенности психических процессов у детей с ЗПР Особенности восприятия у детей с ЗПР: сравнительно низкий уровень развития восприятия (его неполноценность, не поставляет достаточно информации); трудности в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, а также в контурных и схематичных изображениях; страдают скорость переработки и объем воспринимаемого материала; затруднены вычленение фигуры из фона, отдельных элементов из объектов
Особенности психических процессов у детей с ЗПР Особенности внимания детей с ЗПР: низкая концентрация внимания, быстрая отвлекаемость, быстрая истощаемость и утомляемость; низкий уровень устойчивости внимания; узкий объем внимания; более сильно нарушено произвольное внимание
Особенности памяти: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, опосредованное запоминание сильно страдает; нарушение механической памяти
Особенности мышления: несформированность познавательной (поисковой) мотивации; отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач; низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы; стереотипность мышления, его шаблонность; недостаточный уровень развития процессов обобщения, абстрагирования, мышления по аналогии
Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР недостаточно развита эмоциональная компетентность (распознавание эмоций); эмоциональная неустойчивость, трудности в социальных контактах; эмоциональные проявления, свойственные более раннему возрасту; ориентация на неуспех, часто неадекватная реакция на успех; экстрапунитивная реакция на неудачи преобладает над интропунитивной
Особенности личностного развития возможно снижение потребности в общении со сверстниками; тревожность во взаимодействии со взрослыми, от которых зависит ребенок; нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, зачастую проявления агрессии, протестного поведения; несформированность игровой деятельности (бытовой характер игры)
Направления коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР коррекция познавательного развития детей, коррекция эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности
Наименование блока Содержание блока Психокоррекцион ные задачи Формы ЗПР Мотивационный блок Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов, обратить внимание на тип семейного воспитания. Психофизиологически й инфантилизм Психогенные формы ЗПР Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Соматогенные формы ЗПР Органический инфантилизм Блок контроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы Обучить контролю по результатам, по способу деятельности, контролю в процессе деятельности. Церебрально- органического генеза, С оматогенного и психогенного