1 ТЕОРИЯ АКТИВНЫХ СИСТЕМ 2014 Н.А. Коргин ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ по МЕХАНИЗМАМ УПРАВЛЕНИЯ
2 ПРОБЛЕМЫ и ВЫЗОВЫ 1. Модели принятия решений большая вариативность и отсутствие эмпирических подтверждений 2.«Лабораторность» игр «искусственные» постановки задач, ограничения и «интересы» игроков 3. Отсутствие единых подходов формирование «конвенционных» инструментов и методов проведения игр находится на стартовом этапе 4.«Неустойчивость» решения управленческих задач в зависимости от условий – разные механизмы управления являются
3 ВОЗМОЖНОСТИ 1. Развитие теории новые результаты позволяют «упорядочить» исследуемые механизмы 2. Развитие технологий сетевые решения, ИС для организаций, виртуальные миры 3. Развитие коммуникаций синхронизация экспериментов, диверсификация исследований, синергия результатов 4. Появление новых областей приложения мультиагентные системы, «онлайн» бизнесы
4 НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Развитие методологии 1. Зачем играть 2. С кем играть 3. Как играть 2. Развитие инструментария 1. Формирование игры 2. Проведение игры 3. Анализ результатов игры
5 МЕТОДОЛОГИЯ 1. Уточнение «ниши» поведенческие игры – игры по механизмам – «симуляторы» 2. Экспериментальная база 3. Принципы формирования игры 1. порядок отбора видов стратегического поведения для анализа конкретного механизма управления 2. порядок отбора задач управления для исследования конкретного механизма управления 3. порядок отбора механизмов для сравнительного анализа в рамках поиска решений конкретной управленческой задачи в зависимости от ее условий 4. порядок отбора моделей поведения автоматов в зависимости от выбранного механизма и решаемой управленческой задачи 5. порядок настройки ограничений на правила проведения деловой игры, необходимых для исследования решаемой управленческой задачи
6 КОНСТРУКТОР ДЕЛОВЫХ ИГР 1.«Базовая» игра 1. Базовая управленческая задача 2. Базовый механизм 3. Базовые условия 2.«Модифицированная» игра 1. Вариация задач 2. Вариация механизмов 3. Вариация условий 3.«Комплексная» игра Композиция и декомпозиция: 1. Управленческой задачи 2. Интересов игроков
ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ Центр Агент Агент Центр Агент Состав 1. Формирование требуемого состава агентов 6. Принятие агентом решения об участии (или отказе) в принятии решения. 9. Воздействие агентом на принятие решений другими агентами об участии в принятии решения. Интересы 2. Использование системы мотивации – индивидуальной (персонифицированной – для отдельных агентов) или единой (унифицированной) для всех агентов 7. Предложение финансовых гарантий (компенсации, гонорара) за обеспечение требуемого для агента результата принятия решения. 10. Передача агентом части своих «доходов» от принятия требуемого решения другим агентам. Кооперативное манипулирование при трансферабельной полезности Множество допустимых сообщений 3. Формирование повестки по принятию решения (или сценария и условий его принятия). –– Процедура принятия решений 4. Подбор процедуры принятия решения (например, метода обработки мнений агентов), позволяющей получить требуемый результат. 8. Искажение сообщаемой агентами информации. Манипулирование 11. Согласование агентом сообщаемой информации с другими агентами. Кооперативное манипулирование Информирова нность 5. Формирование у агентов определенных представлений о мнениях других агентов. – 12. Формирование у агентов определенных представлений о мнениях других агентов.
8 Автоматизация механизмов управления
9 ИНСТРУМЕНТАРИЙ Информационная система поддержки проведения экспериментальных и обучающих игр Модульная структура - модули инструменты для реализации и настройки отдельных компонентов игры: 1. задачи управления 2. механизма управления 3. автоматов с разными моделями принятия решений 4. запуска автоматов на сторонних вычислительных комплексах 5. варьирования таких параметров игры, как порядок действий игроков, их условий информированности и возможности по взаимодействию между собой 6. возможности выбора или формирования игрокам модели формализации своих интересов
10 Конструктор механизмов – основные компоненты
11 «СЕРЬЕЗНЫЕ» ИГРЫ в УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ ВИРТУАЛЬНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ «Shark World» ИГРЫ НА БАЗЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПО продукты компании PMSoft на базе Primavera от Oracle «НАСТОЛЬНЫЕ» ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ продукты компаний Paradigm Learning PMExperts
12 «СЕРЬЕЗНЫЕ» ИГРЫ – СИМУЛЯТОРЫ БОЛЬШИХ СИСТЕМ Симулятор деятельности авиационной отрасли 4 аэропорта – команды по 28 человек 10 авиакомпаний – команды по 5 человек Всего задействовано в игре более 270 чел. Два дня игры Правила – более 200 страниц…
13 «ДЕТСКИЕ» ИГРЫ ОБРАЗОВАНИЕ+ЭКСПЕРИМЕНТ Коровы на поле – трагедия общины Рациональность Конкуренция Кооперация Рефлексия Несущественность стимулов
14 ТЕОРИЯ АКТИВНЫХ СИСТЕМ 2014 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Н.А. Коргин