О приоритетных установках в организации работы по повышению квалификации педагогических кадров в 2015 году Департамент образования и науки Тюменской области
2 Основания для корректировки приоритетных подходов, определяющих особенности организации повышения квалификации педагогических работников в 2015 году Факты педагогической науки Результаты обследования, проведённого в учебном году в 262 школах 8 субъектов РФ Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии Образования, выявили следующее. Не оказывают значимого влияния на качество образования такие факторы, как: тип образовательного учреждения, число уроков, выделяемых на изучение предмета, продолжительность урока (40 или 45 минут), используемые учебники. К числу значимых факторов, на основе которых можно управлять качеством образования, относятся: структура профессионализма и уровень квалификации педагогов, наличие условий для формирования и развития познавательной активности обучающихся (развивающая образовательная среда), свободное для творческого самовыражения пространство, психологически комфортное окружение. Соответственно ключевую роль в повышении результатов обучения и развития детей в настоящее время играет качество педагогического образования и эффективность работы служб повышения квалификации педагогов на всех уровнях. ж. Вестник образования 16, август 2014 Факты педагогической науки Результаты обследования, проведённого в учебном году в 262 школах 8 субъектов РФ Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии Образования, выявили следующее. Не оказывают значимого влияния на качество образования такие факторы, как: тип образовательного учреждения, число уроков, выделяемых на изучение предмета, продолжительность урока (40 или 45 минут), используемые учебники. К числу значимых факторов, на основе которых можно управлять качеством образования, относятся: структура профессионализма и уровень квалификации педагогов, наличие условий для формирования и развития познавательной активности обучающихся (развивающая образовательная среда), свободное для творческого самовыражения пространство, психологически комфортное окружение. Соответственно ключевую роль в повышении результатов обучения и развития детей в настоящее время играет качество педагогического образования и эффективность работы служб повышения квалификации педагогов на всех уровнях. ж. Вестник образования 16, август 2014
3 Основания для корректировки приоритетных подходов, определяющих особенности организации повышения квалификации педагогических работников в 2015 году Опыт реализации мероприятий по повышению квалификации педагогов показал наибольшую эффективность реализации деятельностных форм обучения, основанных на практических технологиях (тренингах, пробах), а также самостоятельной работе педагогов с учётом их интересов, запросов и возможностей Актуализировалась потребность в широком приобщении к опыту лучших педагогов не только области, но и иных субъектов РФ, доступ к которому расширился благодаря возможностям и привитию культуры сетевого общения, развитию дистанционных режимов работы Растёт активность муниципальных методических служб и ориентация педагогов на самоподготовку и самореализацию в распространении своего опыта. Это требует снижения временных затрат на реализацию очных (массовых) форм повышения квалификации и усиление роли диагностических процедур для выявления проблемных зон и формирования индивидуальных маршрутов профессионального роста Растёт активность муниципальных методических служб и ориентация педагогов на самоподготовку и самореализацию в распространении своего опыта. Это требует снижения временных затрат на реализацию очных (массовых) форм повышения квалификации и усиление роли диагностических процедур для выявления проблемных зон и формирования индивидуальных маршрутов профессионального роста Полноценное внедрение эффективных педагогических и организационных технологий возможно только в условиях слаженной работы всего коллектива. В связи с этим следует акцентировать работу на организационно-методическом сопровождении командной работы педагогов и руководителей на местах (без отрыва от учебного процесса) на основе тесного профессионального взаимообмена, взаимопомощи и согласованной деятельности, исходя из осознанного выбора коллективом (без навязывания извне) методик и содержания работы с обучающимися Полноценное внедрение эффективных педагогических и организационных технологий возможно только в условиях слаженной работы всего коллектива. В связи с этим следует акцентировать работу на организационно-методическом сопровождении командной работы педагогов и руководителей на местах (без отрыва от учебного процесса) на основе тесного профессионального взаимообмена, взаимопомощи и согласованной деятельности, исходя из осознанного выбора коллективом (без навязывания извне) методик и содержания работы с обучающимися
Информация о численности участников мероприятий (курсы, семинары) по повышению квалификации в годах Категории Всего из них проучено за годы Долгосрочные курсы % Семинары, круглые столы, тренинги % Руководящие работники ОУ, ДОУ, СПО модульные курсы Воспитатели ДОУ Педагоги- предметники ОУ Преподаватели СПО Мастера производственного обучения Другие медработники
5 Приоритетные акценты, определяющие особенности содержания повышения квалификации педагогических и руководящих работников в 2015 году Продолжение тематики внедрения ФГОС всех уровней образования с акцентом на учёт: - необходимости построения метапредметного обучения, - реализации интегрированных программ (модулей, тем) образовательных курсов, - обеспечения профессионального взаимодействия педагогов для построения комфортной развивающей среды для каждого обучающегося на уроках и во внеурочное время Продолжение тематики внедрения ФГОС всех уровней образования с акцентом на учёт: - необходимости построения метапредметного обучения, - реализации интегрированных программ (модулей, тем) образовательных курсов, - обеспечения профессионального взаимодействия педагогов для построения комфортной развивающей среды для каждого обучающегося на уроках и во внеурочное время Реализация мер по формированию навыков практического внедрения различных механизмов и моделей организации непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей Реализация мер по формированию навыков практического внедрения различных механизмов и моделей организации непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей Создание условий для распространения в штатном режиме передовых методик, технологий и образовательных практик организации учебного процесса, обеспечения возможности приобщения к лучшим образцам российского образования, достижениям педагогической науки Создание условий для распространения в штатном режиме передовых методик, технологий и образовательных практик организации учебного процесса, обеспечения возможности приобщения к лучшим образцам российского образования, достижениям педагогической науки Проведение мероприятий, ориентированных на стимулирование педагогов к созданию и реализации собственных педагогических подходов и авторских программ, в том числе в рамках реализации концепции совершенствования математического образования и эффективного механизмов работы по выявлению и развитию одарённых детей Проведение мероприятий, ориентированных на стимулирование педагогов к созданию и реализации собственных педагогических подходов и авторских программ, в том числе в рамках реализации концепции совершенствования математического образования и эффективного механизмов работы по выявлению и развитию одарённых детей
Основные подходы к организации курсовой подготовки в 2015 году 108 часов = 34 часа (дистанционно) + 36 часов (очно) + 38 часов (стажировка) ФОРМАТФОРМАТ СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ лекции, семинарские занятия, тренинги, мастер-классы и др. мероприятия по повышению квалификации в муниципальных образованиях (согласно перечню мероприятий зачётно- накопительной системы, утверждённой ДОН) инвариант (34 часа): установочное занятие в режиме ВКС – 2 часа предметный модуль – 8 часов, метапредметный модуль (содержание и технологии, механизмы профессионального взаимодействия) - 8 часов, психолого-педагогический модуль – 8 часов, модуль внеурочной работы по предмету – 8 часов. инвариант (28 часов, включая выход на базу ОУ по всем аспектам обучения): предметный модуль – 8 часов (до 4 часов стажировки), метапредметный модуль (содержание и технологии, механизмы профессионального взаимодействия) - 12 час. (до 6 ч. стажировки), психолого-педагогический модуль – 4 часа (до 2 часов стажировки); модуль внеурочной работы по предмету – 4 часа (до 2 часов стажировки). вариативная часть, формируемая на основе результатов диагностики (8 час.): 8 часов – модуль по развитию профессиональной компетентности педагогов (до 4 часов стажировки). 38 часов – вариативная часть, формируемая на основе востребованности, исходя из диагностики и запросов педагогов: стажировка на базе образовательных учреждений муниципального образования, а также иных муниципальных образований (минимум 8 час.) мероприятия, организуемые РМК/РМС, утверждённые ДОН, самостоятельное проведение мероприятий, иные формы самообразования согласно Положения о зачётно-накопительной системе режим ВКС, формирование и рассылка информационных пакетов для самостоятельной работы в установленные сроки (презентационный и текстовый материал, задания), консультирование в онлайн и оффлайн режиме, анализ выполненных заданий и рекомендации по дальнейшему обучению, по корректировке практической работы, видеолекции Категория: педагоги-предметники, преподаватели общеобразовательных дисциплин СПО 6
Основные подходы к организации курсовой подготовки в 2015 году 72 часа = 20 часов (дистанционно)+ 36 часов (очно) + 16 часов (стажировка) ФОРМАТФОРМАТ СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ режим ВКС, формирование и рассылка информационных пакетов для самостоятельной работы в установленные сроки (презентационный и текстовый материал, задания), консультирование в онлайн и оффлайн режиме, анализ выполненных заданий и рекомендации по дальнейшему обучению, по корректировке практической работы, видеолекции лекции, семинарские занятия, коммуникативные тренинги (работа с детьми и родителями), активные игры, мастер-классы, показы с комментариями мероприятия по повышению квалификации в муниципальном образовании (согласно перечню мероприятий зачётно- накопительной системы, утверждённой ДОН) инвариант (20 часов): установочное занятие в режиме ВКС – 2 часа моделирование образовательного пространства в соответствии с образовательными задачами – 4 часа, разработка образовательных программ - 2 часа, психолого-педагогический модуль – 8 часов, -- модуль работы с родителями, коллегами (содержание и технологии, механизмы профессионального взаимодействия) – 4 часа. инвариант (36 час., включая выход на базу ДОУ по всем аспектам обучения): практическое освоение образовательных технологий – 8 часов (до 4 часов стажировки), моделирование образовательного пространства в соответствии с образовательными задачами – 6 часов (до 4 часов стажировки), разработка образовательных программ - 2 часа, психолого-педагогический модуль – 8 часов (до 4 часов стажировки), модуль работы с родителями, коллегами (содержание и технологии, механизмы профессионального взаимодействия) – 6 часов (до 4 часов стажировки). вариативная часть, формируемая на основе результатов диагностики (6 час.): 6 часов – модуль по развитию профессиональной компетентности воспитателей (до 4 часов стажировки). 16 часов – вариативная часть, формируемая на основе востребованности, исходя из диагностики и запросов педагогов: стажировка на базе образовательных учреждений муниципального образования, а также иных муниципальных образований (минимум 8 час.) мероприятия, организуемые РМК/РМС, утверждённые ДОН, самостоятельное проведение мероприятий, иные формы самообразования согласно Положения о зачётно- накопительной системе Категория: воспитатели детских садов 7
Основные подходы к организации курсовой подготовки в 2015 году 36 часов = 12 часов (дистанционно)+ 16 часов (очно)+ 8 часов (стажировка) ФОРМАТФОРМАТ СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ режим ВКС, формирование и рассылка информационных пакетов для самостоятельной работы в установленные сроки (презентационный и текстовый материал, задания), консультирование в онлайн и оффлайн режиме, анализ выполненных заданий и рекомендации по дальнейшему обучению, по корректировке практической работы, видеолекции лекции, семинарские занятия, коммуникативные тренинги (работа с детьми и родителями), активные игры, мастер-классы, показы с комментариями мероприятия по повышению квалификации в муниципальном образовании (согласно перечню мероприятий зачётно- накопительной системы, утверждённой ДОН) инвариант (12 час.): установочное занятие в режиме ВКС – 2 часа содержательный модуль – 8 часов, - коммуникативно-технологический модуль (технологии, механизмы профессионального взаимодействия) - 2 часа инвариант (16 часов, включая выход на базу ОУ по всем аспектам обучения): содержательный модуль – 8 часов (до 4 часов стажировки), коммуникативно-технологический модуль (технологии, механизмы профессионального взаимодействия) - 4 часа (до 2 ч. стажировки). вариативная часть, формируемая на основе результатов диагностики - модуль по развитию профессиональной компетентности педагогов - 4 часа (до 2 часов стажировки). 8 часов – вариативная часть, формируемая на основе востребованности, исходя из диагностики и запросов педагогов: стажировка на базе образовательных учреждений муниципального образования, а также иных муниципальных образований (минимум 2 часа) мероприятия, организуемые РМК/РМС, утверждённые ДОН, самостоятельное проведение мероприятий, иные формы самообразования согласно Положения о зачётно- накопительной системе Категория: другие педагогические работники (педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты, логопеды и др.) 8
Основные подходы к организации курсовой подготовки в 2015 году 36 часов = 12 часов (дистанционно) + 16 часов (очно) + 8 часов (стажировка) ФОРМАТФОРМАТ СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ режим ВКС, формирование и рассылка информационных пакетов для самостоятельной работы по модулям (презентационный и текстовый материал, задания), консультирование в онлайн и оффлайн режиме, анализ выполненных заданий и рекомендации по дальнейшему обучению, по корректировке практической работы, видеолекции практикумы, семинарские занятия, коммуникативные тренинги мастер-классы, показы с комментариями прохождение стажировки на базе профессиональных образовательных организаций соответствующего профиля инвариант (12 час.): установочное занятие в режиме ВКС – 2 часа содержательный модуль – 2 часа, технологический модуль -2 часа, оценочный модуль – 4 часа, психолого-педагогический модуль – 2 часа. инвариант (12 часов) – практикум: по разработке программно- методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик программ СПО и ДПО – 2 часа, по освоению активных и интерактивных технологий обучения - 2 часа, по использованию обоснованных форм, методов, способов и приемов организации контроля и оценки, применению современных контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств - 4 часа, по проектированию программ профориентационной и профессионально- развивающей направленности обучающихся – 2 часа, вариативная часть, формируемая на основе результатов диагностики - модуль по развитию профессиональной компетентности педагогических работников (4 часа). 8 часов – вариативная часть, формируемая на основе востребованности, исходя из диагностики и запросов педагогов: -самостоятельное проведение мероприятий, иные формы самообразования согласно Положения о зачётно- накопительной системе, в том числе представление педагогом учебно- методических материалов, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональными стандартами на заседании РУМК Категория: преподаватели профессиональных дисциплин СПО, мастера ПО 9
Подготовка предложений в рамках региональной зачётно-накопительной системы повышения квалификации педагогических работников на 2015 год о включении в региональный перечень муниципальных мероприятий: тема мероприятия формат проведения категория участников дата проведения планируемое число участников о востребованной тематике семинаров: тематика и форма мероприятия планируемая категория желаемое к-во часов к-во чел. вид (очно/ дист.) об обучении муниципальных тьюторов: направлениетемаформат к-во часов кол-во человек об обучении в различных форматах и тематике в иных учреждениях дополнительного профессионального образования: Предлагаемые учреждения категория слушателей тема формат повышения квалификации кол-во часов *Примечание: необходимо учесть повышение квалификации как учителей-предметников, так и педагогов-психологов, социальных педагогов. 10