Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского края
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств,возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями.
Формы детского церебрального паралича.
Поражение всех четырех конечностей,причем руки поражаются в такой же степени,как и ноги,а иногда сильнее - эта форма ДЦП носит название двойной гемиплегии. Развитие двигательных и психических функций затруднено.
Спастическая диплегия - более легкая степень заболевания. Поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в меньшей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе способны к обучению по основной общеобразовательной программе.
У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения - гемипарезы. При этом отмечается более тяжелое поражение руки.
Гиперкинетическая форма ДЦП - у части детей осуществление произвольных движений затруднено в первую очередь за счет насильственных движений. Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания. Отмечаются тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи.
Атонически-астатическая форма ДЦП - двигательные нарушения определяются в первую очередь недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого мышечного тонуса во всех группах мышц, недоразвитие выпрямительных рефлексов. У детей имеют место стойкие дефекты звукопроизносительной стороны речи, а также различные по структуре нарушения психического развития.
Смешанная форма - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Иногда заболевание протекает как спастическая форма, а в дальнейшем появляются и проявляются все отчетливее гиперкинезы.
Речевые нарушения у детей с ДЦП.
Характерно многообразие форм речевых нарушений у детей с ДЦП: -дизартрия - нарушения произносительной стороны речи из-за патологической иннервации речевых мышц; -алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон; -дислексия - существенные трудности в овладении чтением; -дисграфия - нарушения формирования письменной речи; -невротическое и неврозоподобное заикание; -нарушения речи по типу мутизма.
Наиболее частой формой речевой патологии у детей с ДЦП является дизартрия. При дизартрии нарушения звукопроизношения и голоса обусловлено поражением речедвигательных механизмов ЦНС.
К особенностям нарушений моторики артикуляционного аппарата при дизартрии относятся: -недостаточность произвольных артикуляционных движений; -нарушения мышечного тонуса речевого аппарата; -недостаточность проприоцептивной афферентации от мышц речевого аппарата; -наличие гиперкинезов и других насильственных движений при некоторых формах дизартрии; -влияние патологических тонических рефлексов на мышцы артикуляционного аппарата.
Спасибо за внимание!