ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист. Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности. Под разными наименованиями ("понимание учеников", "понимание душевного состояния другого", "наблюдательность" и т.п.) она входит в структуру общих педагогических способностей.
Ученые, изучающие вопросы психолого-педагогической компетентности: Л.Н. Захарова, В.М. Соколова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, Г.Г.Горелова, В.С.Ильин, Г.А.Нечаева, Л.И.Рувинский, В.А.Сластенин и др. В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Педагог - проектировщик, конструктор, организатор образовательного процесса. Он должен ясно представлять себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц и так выстроить связи и отношения в совместном с детьми бытии, чтобы это преобразование приводило в итоге к образованию у них важнейших способностей, к их развитию. По данным социологических опросов \educationalpsychology\: - только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний по психологии; - 58% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне; - 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе; - 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние; - 48% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуально-психологических характеристик учащихся.
Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли основы психолого-педагогической компетентности учителя, выдели следующие элементы: 1. активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике. 1.социально-психологические знания об особенностях учебно- познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения. 3. ауто психологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.
Психологическая компетентность (Н.В. Андронова): 1) необходима специалистам сферы «Человек- человек»; 2) всегда опосредована содержанием деятельности специалиста; 3) является частью психологической культуры специалиста и элементов его профессионализма; 4) это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности; 5) содержит два основных блока: - интеллектуальный (когнитивный) – психологические знания и психологическое мышление; - практический (действенный) – психологические умения и навыки. Структура психологической компетентности: - компетентность в общении - интеллектуальная компетентность - социально-психологическая компетентность
Факторы, определяющие психологическую компетентность человека: 1)индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, античной или не античной, а также ее интеллект); 2) психическое состояние (аастеническое и астеническое) и типичное настроение; 3) эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности); 4) влияние культурных различий; 5) специальная психологическая подготовка.
Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам. задача психологической службы школы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения. Корректирующая функция Развивающая функция Просветительская функция
Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя. Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя. Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.
Выводы: 1)Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся 2) Научные разработки по вопросам психолого-педагогической компетентности и ее развития среди педагогов находятся в активном поиске идеальной модели качеств и черт, а также критериев сформированности и единства терминологического аппарата. 3) Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении. 4) Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах
УСПЕХОВ В РАБОТЕ!