Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.sochi-schools.ru
1 Презентация по истории на тему : Духовная сфера жизни обществ 1990 г. Ученицы 9,, А класса средней школы 24 Г. Сочи Грейзик Елены Учитель : Капишникова Анна Викторовна
5 К духовной жизни человека относят : знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания : нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания : нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия. Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения. Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно - логической форме понятий, теорий, законов ) н основанные на результатах научных исследований. Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов ( церковь ). В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.
6 1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Провозглашенный М. С. Горбачевым. Глава КПСС и Советского Союза. Первый и единственный президент СССР. Но главной целью нового руководства КПСС было создание условий для обновления социализма. Не случайно был выдвинут лозунг « Больше гласности, больше социализма !» и не менее красноречивый « Гласность нам нужна, как воздух !». Численность КПСС в 1986 г., когда состоялся XXVII съезд, достигла рекордного в ее истории уровня в 19 млн человек, после чего началось сокращение рядов правящей партии ( до 18 млн в 1989 г.). В выступлении Горбачева на съезде впервые было сказано о том, что без гласности нет и не может быть демократии.
7 С именем М. С. Горбачева неразрывно связаны четыре события, имевшие всемирно - историческое значение : окончание « холодной войны », демократизация СССР и Восточной Европы, начало перехода к рынку и распад Советского Союза. Несмотря на громадность каждой из этих перемен, оценки их значения как минимум противоположны : никто не печалится о прекращении глобального противостояния и постоянного балансирования на грани ядерной смерти, но мало кто в России рад краху СССР, превратившему Киев и Таллин в столицы иностранных государств, а Пицунду и Сухуми в театр военных действий. Однако существует ли между этими событиями неизбежная связь ? Можно ли было сохранить Советский Союз, проводя курс на демократию ? Сам М. С. Горбачев до сих пор уверен, что это было вполне возможно. Впрочем, в этом немалую роль играет его личный характер и та идеология, которой он был привержен.
8 Перемены в духовном климате в обществе стимулировали подъем гражданской активности. В годы перестройки родились многочисленные независимые от государства общественные инициативы. Так называемые неформалы ( т. е. не организованные государством активисты ) собирались под « крышей » научных институтов, вузов и таких известных общественных ( на деле государственных ) организаций, как Советский комитет защиты мира. В отличие от прежних времен, группы общественных инициатив создавались « снизу » людьми самых разных взглядов и идейных позиций, всех объединяла готовность личным участием добиваться радикальных перемен к лучшему в стране. Среди них были представители нарождавшихся политических течений, они создавали дискуссионные клубы (« Клуб социальных инициатив », « Перестройка », затем « Перестройка -88», « Демократическая перестройка » и др.).
9 Резко увеличился и поток выезжавших за рубеж советских людей, причем в основном не за счет туризма, а в рамках общественных инициатив (« народная дипломатия », « детская дипломатия », семейные обмены ). Перестройка открыла для многих « окно в мир ». Но значительная часть общества, памятуя о несбывшихся надеждах предыдущего поколения на перемены, заняла выжидательную позицию. Раздавались и громкие призывы « защитить социализм » и советское наследие от « фальсификации ». Бурю откликов вызвала появившаяся в газете « Советская Россия » в марте 1988 г. статья преподавателя из Ленинграда Н. Андреевой под говорящим названием « Не могу поступиться принципами »
11 Происходившие в общественном сознании перемены привели к изменению роли литературы в общественной жизни. Она стала утрачивать монополию центра общественной дискуссии и главного средства выражения гражданской позиции. Однако альтернативные источники и возможности для поиска ответов на волновавшие вопросы появились не сразу, и в первые годы перестройки впервые опубликованные произведения « отложенной литературы » оставались в эпицентре общественного внимания. В 1986 г. журнал « Знамя » напечатал « оттепельный » роман А. А. Бека « Новое назначение », так и не вышедший в е гг., страстное разоблачение пороков административно - командной системы сталинской эпохи. Самого заинтересованного и чуткого читателя имели романы А. Рыбакова « Дети Арбата », В. Дудинцева « Белые одежды », Ю. Домбровского « Факультет ненужных вещей », повесть Д. Гранина « Зубр ». Их объединяет, как и самые яркие фильмы перестройки, стремление переосмыслить прошлое и дать ему морально - этическую оценку. Ч. Айтматов в романе « Плаха » (1987) впервые обратился к проблемам наркомании, о которых в советском обществе не принято было говорить вслух. Новые по поднятым темам, все эти произведения были написаны в « учительной » традиции русской литературы.
12 Наличие общественного мнения, опиравшегося на средства массовой информации, было новым для отечественной истории феноменом. В стране появились лидеры общественного мнения из числа представителей творческой интеллигенции журналисты, писатели, ученые. Среди них было немало людей гражданского долга и большого личного мужества. В конце 1986 г. возвратился из горьковской ссылки А. Д. Сахаров. Широко известный как один из создателей водородного оружия, правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира (1975), ученый был и неутомимым поборником нравственности в политике. Его гражданская позиция далеко не всегда встречала понимание. Сахаров был избран депутатом I Съезда народных депутатов СССР.
13 Характерной тенденцией конца х гг. стал бурный интерес к « мыльным операм » первым появившимся на экране мексиканским и бразильским сериалам. Стали распространяться нетрадиционные культы и верования, в том числе агрессивного сектантского толка, в стране появились иностранные проповедники. Характер массового увлечения приобрело целительство, которое пропагандировалось в телевизионном эфире. Это свидетельствовало о растерянности людей перед лицом нараставшего социально - экономического кризиса. В условиях резкого падения доходов для многих главным средством поддержания уровня жизни стал труд на садово - огородном участке. Советский человек, привыкший рассчитывать на помощь государства, оказывался с этими проблемами один на один. Бурное обсуждение злободневных тем в печати не вело к зримым переменам к лучшему. Разочарование в результатах гласности известный публицист В. И. Селюнин выразил в емкой формуле : « Гласность есть, слышимости нет ». « Хотим перемен !» требовали герои популярного фильма « Асса ». Характерными были слова песни Виктора Цоя (1988): Перемен требуют наши сердца, Перемен требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах И в пульсации вен... Перемен, мы ждем перемен. Заканчивалась советская эпоха в истории страны.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.