Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемteenet.ru
1 (Урок МХК, 8 класс, по учебнику Даниловой Г.И.) Автор работы: Гражданкин Владимир МОУ Сидоровская ООШ Самарская область руководитель: Коршиков В.А учитель МХК МОУ Сидоровская ООШ
2 Икона (от греч. eikón изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер
3 На Руси известно более 300 сюжетов изображений Богоматери. Их делят на три группы: «Богоматерь Оранта (Знамение)», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Умиление».
4 Богоматерь Оранта (Знамение) Ора́нта (от лат orans молящийся) один из основных типов изобра- жения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической Подобная молитвенная поза известна с библейских времён.
5 В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
6 Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII.
7 Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею», то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается.
8 Основные черты иконогра- фического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. По- гречески называлось Елеуса, а по- русски обозначалось как Умиление.
9 Часто иконы типа Умиления, так же, как и типа Одигитрии, имеют второе название по месту, где они находились. Многочисленные списки с этих почитаемых и большей частью чудотворных икон легко определяютя по иконографическим признакам, присущим каждому варианту: Владимирской, Донской, Федоровской, Ярославской, Яхромской и другим.
10 Владимирская икона Божией Матери – главная и самая чтимая из всех русских икон. По церковному преданию икона писана Святым Евангелистом Лукой. В Киев из Константинополя образ был доставлен около 1131 г. и помещен в женский Вышгородский монастырь под Киевом. Владимирская икона многажды спасала Россию от бед и напастей.
11 Этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора в Московском Кремле перенёс образ туда. В память о победе на берегах Дона икона получила название Донская. Донская икона Божьей Матери
12 Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
13 По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века
14 Смоленская икона Божией Матери. По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.
15 Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «Одигитрия», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира.
16 Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков с неё насчитывается более тридцати.
17 ЗНАЧЕНИЕ ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЛЯ НАШЕГО СПАСЕНИЯ И ДУХОВНОГО УСТРОЕНИЯ Предание говорит, что когда апостол Лука написал несколько икон Божией Матери и принес их к Ней, Она сказала: "С этими иконами отныне будет Моя благодать и благодать Родившегося от Меня". И вот знаки Ее любви к нам: тысячами Своих икон Она усеяла всю православную землю – этими источниками света и радости для миллионов православных людей. Божия Матерь перед Своей кончиной обещала людям никогда не покидать верующих в Ее Сына. Как говорит записанное в древних веках предание, когда Божия Матерь готовилась отойти из этого мира, а окружающие Ее предавались горьким слезам, Она утешала их уверением не только посещать Своих детей, но и быть с ними неотлучно до конца века. На третий день после Своего преславного успения, когда апостолы собрались вместе, Она явилась им в воздухе со словами: "Радуйтесь, Я буду с вами во все дни".
18 Использованные ресурсы: Данилова Г.И., Учебник «Мировая художественная культура», 7-9 классы – М. «Дрофа», 2008 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.